ann18013-ru — Объявление

ESO остается самой продуктивной наземной обсерваторией в мире

8 марта 2018 г.

Последнее обозрение реферируемых научных статей, опубликованных в 2017 г., показало, что ESO остается самой продуктивной в мире наземной астрономической обсерваторией. На основе данных, полученных на инструментах ESO, астрономы в прошлом году опубликовали рекордное количество реферируемых статей: 1085. Впервые в истории ESO годовое количество реферируемых статей, опубликованных сообществом пользователей данных ESO, превысило тысячу.

Самый большой вклад в это число внесли 629 статей, написанных на основе данных, полученных на Очень Большом Телескопе (VLT) и на VLT-интерферометре на Серро Параналь. Тремя самыми продуктивными (по числу опубликованных статей) приемниками VLT оказались UVESFORS2 и X-shooter, работа с которыми дала соответственно 133, 106 и 103 статьи. Число работ, написанных по данным инструментов X-shooter и MUSE, намного выросло по сравнению с прошлым годом; то же самое можно сказать и о статьях, связанных с наблюдениями на VIMOSVISIR и Обзорном Телескопе VLT (VST). По данным, полученным на  телескопах VISTA (Visible and Infrared Survey Telescope for Astronomy) и VST на Серро Параналь, опубликовано 101 и 55 статей, соответственно.

Инструменты, размещенные на Ла Силья, позволили написать в общей сложности почти 230 работ. Самым продуктивным приемником на Ла Силья остается HARPS: 97 статей. Две статьи с самым высоким рейтингом из списка самых известных работ ESO Top 20 list (Riess et al. 1998 и Perlmutter et al. 1999; Таблица 4 в Basic ESO Publication Statistics), в которых использовались данные, полученные, в частности, с инструментами EMMI и EFOSC2, сейчас являются двумя рекордными по количеству ссылок на сервере ADS: на каждую из них сослались более, чем 10 600 раз.

Наблюдательное время, полученное европейскими астрономами на телескопе ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array), воплотилось в 2017 году в 152 статьях, в результате чего общее число таких статей к концу года достигло 462 [1]. Наблюдения на телескопе APEX (Atacama Pathfinder Experiment telescope) по программе ESO-APEX дали в 2017 г. 46 статей (общее их число, таким образом, дошло к концу 2017 г. до 350 [2]). Продолжающаяся успешная работа телескопов ALMA и APEX внесла значительный вклад в достижение ESO рекордного числа публикаций.

Сравнивая количество работ, опубликованных с использованием данных, полученных на инструментах больших обсерваторий мира, мы видим, что обсерватории ESO находятся в главе этого списка. Надо, впрочем, отметить, что это количество в разных обсерваториях вычисляется по-разному, поэтому точное  сравнение здесь невозможно. Ясно, однако, что ESO по-прежнему значительно опережает все остальные наземные обсерватории и по имеющимся данным, начиная с 2012, продолжает увеличивать свой отрыв от ближайшего соперника, 2.4-метрового орбитального Космического телескопа Хаббла NASA/ESA.

Эти результаты ярко рисуют ведущий вклад ESO в астрономические исследования. Статистика публикаций, впрочем, дает представление об объеме научной работы, выполняемой на основе данных, полученных на той или иной обсерватории, но не позволяет судить о более широком воздействии этих работ на состояние науки.

Приводимые цифры публикуются в ежегодном издании Basic ESO Publication Statistics [3], выпускаемом ESO’s Library. Они вычисляются с использованием базы библиографических данных ESO Telescope Bibliography (telbib), содержащей реферируемые публикации, подготовленные с использованием данных ESO [4]. ESO предпринимает усилия по широкой идентификации всех реферируемых работ, выполненных с использованием данных ESO, и считает, что база данных telbib является практически полной.

Интерактивное графическое представление избранных статистических данных также можно найти он-лайн. Эти графики отражают все содержание базы данных telbib [5], которая включает данные о публикациях, начиная с 1996 по настоящее время. Эта информация позволяет исследовать различные аспекты публикационной статистики и истории, в частности, изменения количества научных статей, использующих данные, полученные на инструментах ESO и архивные данные.

[1] Большая Атакамская миллиметровая / субмиллиметровая решетка ALMA (The Atacama Large Millimeter/submillimeter Array) – международный астрономический инструмент, совместный проект ESO, Национального научного фонда США NSF (U.S. National Science Foundation) и Национального института естественных наук Японии NINS (National Institutes of Natural Sciences) в кооперации с Республикой Чили. ALMA финансируется ESO (представляющей объединенные интересы своих стран-участниц), фондом NSF совместно с Национальным советом по научным исследованиям Канады NRC (National Research Council) и Национальным советом по науке Тайваня NSC (National Science Council), а также NINS в кооперации с тайваньской Academia Sinica (AS) и Корейским институтом астрономии и космических исследований KASI (Korea Astronomy and Space Science Institute).

[2] Телескоп APEX (The Atacama Pathfinder Experiment) – совместный проект Института радиоастрономии Макса Планка (MPIfR), Космической обсерватории Онсала (OSO) и Европейской Южной обсерватории (ESO), (с долями участия соответственно 50%, 23% и 27%). Эксплуатация телескопа на плато Чахнантор доверена ESO.

[3] Basic ESO Publication Statistics

[4] Telbib: информация и доступ к базе данных.

[5] Интерактивная статистика базы telbib.