ann18089-ru — Объявление

Первые наблюдения с NAOMI

Новый адаптивно-оптический модуль для Очень Большого Телескопа-Интерферометра ESO

7 декабря 2018 г.

7 декабря 2018

Новый адаптивно-оптический модуль NAOMI (New Adaptive Optics Module for Interferometry) был установлен и успешно прошел тестирование на всех четырех 1.8-метровых вспомогательных теоескопах AT (Auxiliary Telescopes) комплекса Очень Большого Телескопа-Интерферометра (VLTI) ESO в обсерватории Параналь в Чили. Благодаря современной технике адаптивной оптики модуль NAOMI улучшил качество изображений, получаемых на VLTI, до беспрецедентного уровня. Это позволит мощным научным инструментам VLTI, таким, как приемник GRAVITY, увеличить их и без того высокую разрешающую способность.

Режим VLTI – один из возможных режимов работы Очень Большого Телескопа ESO (VLT), в котором возможно объединение от двух до всех четырех вспомогательных телескопов AT или 8.2-метровых Основных телескопов комплекса VLT в единый виртуальный телескоп с эффективной апертурой до 130 метров. Это позволяет добиться невероятно высокого оптического разрешения. Используя VLTI, астрономы могут исследовать поверхности звезд, активные ядра галактик, молодые звезды и множество других загадочных астрономических объектов.

Чтобы преодолеть влияние атмосферной турбулентности на изображения, получаемые на VLTI, в ESO разработана новая система адаптивной оптики NAOMI. Она предназначена для повышения чувствительности и качества изображений, получаемых на вспомогательных телескопах AT комплекса VLT. Устройство разработано в кооперации с французским Национальным центром научных исследований (Centre National de la Recherche Scientifique), в частности, с Институтом планетологии и астрофизики в Гренобле IPAG (Institut de Planétologie et dAstrophysique de Grenoble).

Разработка модуля NAOMI была исключительно технически сложным предприятием. “Установленные нами блоки должны собирать свет и направлять его в оптические волокна шириной всего в несколько микрон – едва ли в одну десятую часть человеческого волоса!” – говорит Жан-Филипп Берже (Jean-Philippe Berger), сотрудник IPAG. “Нам пришлось также справиться с еще одной очень трудной задачей: установить все четыре системы адаптивной оптики как можно быстрее, чтобы не помешать плановым наблюдениям на VLTI”.

Ранее вспомогательные телескопы AT были оснащены менее сложной и совершенной системой копенсации наклонов и продольных сдвигов волнового фронта при помощи лавинных фотодиодов STRAP (System for Tip/tilt Removal with Avalanche Photodiodes). С этой системой было возможно регистрировать эффекты атмосферной турбулентности и затем корректировать наклоны волновых фронтов быстрыми изменениями положения управляющего зеркала. При хороших атмосферных условиях эта система давала удвлетворительную коррекцию, но когда условия были неблагоприятными, качество изображения резко падало, .

Прежде наблюдения на VLTI с использованием вспомогательных телескопов AT были чем-то вроде лотереи: качество изображений очень сильно зависело от состояния атмосферы. Каждый раз после захода солнца мы беспокоились, будет ли в этот раз ночь достаточно удачной для работы” – рассказывает Жюльен Волье (Julien Woillez), научный сотрудник проекта VLTI. “NAOMI все это меняет — теперь мы можем эффективно наблюдать даже при менее благоприятных атмосферных условиях”.

Используя усовершенствованную систему адаптивной оптики [1], NAOMI позволит повысить точность измерений, выполняемых на VLTI, и достичь более высокого и стабильного качества изображений. Новая адаптивная оптика VLTI даст эффективную и долговременную интеграцию телескопов в единое целое даже при не очень хорошем состоянии атмосферы. Из приемников VLTI теперь можно будет выжать все, на что они способны, при любых атмосферных условиях.

В некоторые ночи теперь вообще кажется, что атмосфера исчезла! С новой техникой мы можем наблюдать гораздо более слабые объекты”, -- заключает Волье. “С NAOMI мы можем теперь полностью реализовать потенциал великолепных инструментов второго поколения: PIONIER, GRAVITY и MATISSE.

Примечание

[1] Основной компонент модуля NAOMI – деформируемое зеркало, изготовленное фирмой ALPAO. Это великолепное дстижение оптического приборостроения: форма зеркала регулируется с частотой 500 раз в секунду, почти полностью компенсируя влияние атмосферной турбулентности на получаемые с VLTI изображения.