ann18092-ru — Объявление

Спектрограф ELT HARMONI прошел стадию защиты эскизного проекта

Новейший приемник прошел тщательную эскизную проверку и получит мощную систему адаптивной оптики

20 декабря 2018 г.

HARMONI, один из первых приемников для будущего Чрезвычайно Большого Телескопа (ELT), успешно прошел стадию защиты эскизного проекта PDR (Preliminary Design Review). В течение недели интенсивного обсуждения консорциумом HARMONI в конце 2017 года, эксперты ESO и астрономического сообщества решали, сможет ли новый инструмент достичь поставленных перед ним амбициозных научных целей. Участники обсуждения проанализировали проекты оптической системы, механики, программного обеспечения и электроники приемника, принципы его работы в целом. С тех пор группа разработчиков HARMONI выполнила все данные им рекомендации и поручения, обозначенные в итоговом документе совещания, и теперь инструмент считается формально прошедшим стадию PDR. После того, как завершен этот важнейший этап разработки, можно перейти к стадии рабочего проектирования. Новый приемник должен быть готов к наблюдениям в сроки, намеченные для получения «первого света» телескопом ELT.

Проект HARMONI не только прошел важный этап реализации, но и был дополнен новой мощной системой адаптивной оптики. Недавно Совет ESO дал зеленый свет продолжению разработки специально преназначенной для HARMONI системы лазерной томографической адаптивной оптики LTAO (Laser Tomographic Adaptive Optics). Первоначально предполагалось, что LTAO появится на более поздних этапах строительства сверхтелескопа. Однако, принимая во внимание важность этого элемента для приемника HARMONI и для решения научных задач ELT, а также дополнительное финансирование, предоставленное ESO и Консорциумом HARMONI, ESO была уполномочена продолжать работу над адаптивно-оптическим модулем. Система LTAO будет использовать в своей работе лазерные искусственные звезды ELT. Это позволит HARMONI получать сверхчеткие изображения астрономических объектов в любой точке неба.

Монолитный спектрограф интегрального поля с высоким разрешением в оптическом и ближнем инфракрасном диапазоне HARMONI (High Angular Resolution Monolithic Optical and Near-infrared Integral field spectrograph) станет основным рабочим инструментом ELT для спектроскопии в видимой и ближней инфракрасной частях спектра. Как спектрограф интегрального поля он будет одновременно получать спектры в 30 000 точках поля и таким образом составлять карты спектрального распределения по поверхности астрономических объектов в широком диапазоне длин волн. Это один из первых представителей нового класса крупных астрономических инструментов — высота HARMONI будет достигать целых 8 метров, длина и ширина соответственно 10 и 6 метров, а весить он будет 40 тонн.

Проект HARMONI предполагает простоту калибровки и эксплуатации приемника, что позволит телескопу ELT работать в режиме спектроскопии быстрого наведения ("point-and-stare"), идеально  соответствующем задаче максимально полного использования научного потенциала телескопа уже в первые годы его работы. HARMONI является частью первого комплекта навесной аппаратуры телескопа, в который будет еще входить камера прямых снимков MICADO/MAORY и приемник среднего инфракрасного диапазона METIS.

В Консорциум HARMONI входят шесть основных партнеров и несколько ассоциированных учреждений. Основными участниками Консорциума являются Оксфордский университет (Великобритания), Британский центр астрономической техники при Научно-техническом совете Великобритании, Центр астрофизических исследований в Лионе (Франция), Лаборатория астрофизики в Марселе (Франция), Институт астрофизики на Канарах (Испания), Центр астробиологии CSIC - INTA (Испания) и ESO. Статус партнера скоро получит университет Дарэма (Великобритания), сейчас являющийся ассоциированным членом консорциума. Другие ассоциированные институты: Национальное бюро аэрокосмических исследований (Франция), Институт исследований в области астрофизики и планетологии (Франция) и Институт планетологии и астрофизики в Гренобле (IPAG).