ann19003-ru — Объявление

Самое большое в мире выпуклое зеркало готово к окончательной полировке

Заготовка вторичного зеркала M2 для телескопа ELT отправляется во Францию для тонкой полировки

16 января 2019 г.

Сделан очередной большой шаг на пути изготовления сложной оптической системы 39-метрового Чрезвычайно Большого Телескопа ESO (ELT). «Болванка» из специально разработанного керамического материала ZERODURс крайне низким коэффициентом теплового расширения, из которой предстояло изготовить вторичное зеркало ELT (M2), ранее прошла стадии отливки, отжига, керамизации, первичной механической обработки и травления кислотой. Затем в цехе немецкой компании SCHOTT [1] массивная трехтонная заготовка была вырезана из зеродурового блока и приобрела форму, близкую к окончательной. Создание этого технологического шедевра было исключительно трудной задачей: для правильной шлифовки требовалось применение современных станков с программным управлением (ЧПУ-CNC). И теперь, бережно зафиксированная в огромном контейнере, заготовка отгружается для отправки во Францию, где она пройдет окончательную шлифовку и полировку на фирме Safran Reosc.

Несмотря на то, что это лишь вторичное зеркало ELT, M2 имеет внушительный диаметр в 4.25 метра — больше, чем размер главного зеркала у большинства действующих астрономических телескопов. После шестнадцати месяцев прецизионного изготовления на фирме SCHOTT, M2 предстоит окончательная тонкая полировка на Safran Reosc: французская компания отполирует зеркало с точностью в 15 нм по всей его оптической поверхности. Отражающий слой серебра и тончайшая защитная пленка окиси кремния будут напылены на поверхность зеркала на установке для нанесения зеркального покрытия в обсерватории ЕSO Параналь в Чили.

M2 будет крупнейшим за всю историю астрономии вторичным зеркалом телескопа, а также крупнейшим из когда-либо изготовлявшихся выпуклых зеркал. Производство этого сильно выпуклого асферического зеркала было труднейшей технической задачей и результат ее решения составляет поистине выдающийся образец оптической техники. Вторичное зеркало в оправе с системой разгрузок — общим весом 12 тонн — будет установлено в трубе телескопа высоко над поверхностью 39-метрового главного зеркала.

Примечание

[1] Керамическое стекло ZERODUR было специально разработано для астрономических телескопов в конце 1960-х. У него почти нулевой коэффициент теплового расширения: даже при больших изменениях температуры поверхность не деформируется. Материал высокоустойчив к химическим воздействиям и может полироваться с высокой точностью. Отражающий слой алюминия и серебра, как обычно, будет напылен на идеально гладкую поверхность незадолго до того, как телескоп вступит в строй. Многие хорошо известные телескопы с зеркалами из материала ZERODUR надежно функционируют на протяжении десятилетий, в том числе Очень Большой Телескоп ESO на вершине горы Серро Параналь в Чили.