ann19040-ru — Объявление

Первые 18 заготовок элементов главного зеркала ELT прибыли на фирму Safran Reosc

2 августа 2019 г.

Первый комплект из 18 заготовок элементов главного зеркала Чрезвычайно Большого Телескопа ESO благополучно доставлены на завод компании Safran Reosc в Пуатье, Франция. Контракты на отливку сегментов главного зеркала их полировку, монтаж и испытания были подписаны в 2017 г. с соответственно немецкой компанией «Шотт» (SCHOTT) и французской фирмой Safran Reosc, дочерним предприятием компании Safran Electronics & Defense.

Заготовки элементов зеркала уложены по шесть в специальные деревянные транспортировочные ящики. В типовой транспортный контейнер помещается шесть таких ящиков. Сложная система датчиков измеряет в процессе транспортировки резкие ускорения и толчки, которые могут воздействовать на заготовки в пути.

Контейнер с первыми 18 заготовками был отправлен из цеха фирмы SCHOTT в Майнце (Германия) 23 июля и прибыл на завод Safran Reosc на следующий день. Заготовки главного зеркала ELT сделаны из стеклокерамического материала с малым коэффициентом теплового расширения Zerodur® [1]. Они представляют собой круглые диски 1.5 метра в поперечнике и примерно 5 см толщиной. Тыльная сторона каждой заготовки плоская, а передняя -- вогнутая. Заготовки делятся на три типа, отличающиеся немного другой формой лицевых поверхностей, что зависит от предполагаемого размещения того или иного зеркального сегмента в составном главном зеркале. Первые заготовки элементов главного зеркала были отлиты фирмой SCHOTT в 2018 году.

SCHOTT изготовляет сегменты уже приблизительно требуемой формы, так что на Safran Reosc не потребуется удалять много материала в процессе полировки зеркал. На Safran Reosc заготовки будут отполированы, затем им будет придана шестиугольная форма, а потом выполнена окончательная точная полировка методом ионных пучков.

В окончательном виде главное зеркало будет состоять из 798 шестиугольных сегментов с общей светособирающей площадью 978 кв.метров. Всего потребуется отлить и отполировать более 900 сегментов (в том числе запасной комплект из 133 сегментов).

После окончания строительства ELT станет самым большим оптическим телескопом на Земле. Он будет установлен на вершине Серро Армазонес в пустыне Атакама на севере Чили. Его главное зеркало будет иметь диаметр почти 40 метров, и с таким зеркалом ELT будет собирать почти в 100 миллионов раз больше света, чем человеческий глаз. Это позволит ученым взяться за решение самых больших загадок современной астрофизики, таких, как объяснение происхождения первых звезд и первых галактик, измерение характеристик атмосфер землеподобных экзопланет, установление природы темной материи и темной энергии, и многих других проблем.

Примечание

[1] Зеродур (Zerodur®) был разработан для изготовления зеркал астрономических телескопов в конце 1960-х. Он обладает исключительно низким коэффициентом теплового расширения, что означает, что даже в случае больших температурных колебаний это вещество не будет расширяться. В химическом отношении Zerodur® очень устойчив и хорошо поддается точной полировке. Отражающий слой алюминия или серебра обычно наносится на поверхность методом испарения в виде тонкой пленки незадолго до ввода телескопа в действие и затем возобновляется через регулярные промежутки времени (раз в несколько лет). Много известных телескопов мира с зеркалами из зеродура надежно работают на протяжении десятилетий, в том числе и Очень Большой Телескоп ESO в Чили.