ann20003-ru — Объявление

Третичное зеркало ELT обретает форму

31 января 2020 г.

Чрезвычайно большой телескоп ESO (ELT), «величайшее око человечества, устремленное в небо», будет иметь новаторскую пятизеркальную оптическую систему, которая позволит ему наблюдать Вселенную с небывалым разрешением. Третичное зеркало этой системы, M3, прошло стадию основного изготовления и отправлено на окончательную полировку во французскую оптическую компанию Safran Reosc.

Изготовление каждого из зеркал сверхтелескопа ELT представляет значительную технологическую проблему: на каждой стадии изготовления требуется высочайшая точность, обеспечение безупречного оптического качества. Германская компания SCHOTT изготовила заготовку для зеркала M3 — отливку стеклокерамического материала Zerodur поперечником более четырех метров и весом более трех тонн. После отливки и механической обработки, в процессе которой будущему зеркалу M3 была придана приблизительная форма, фирма SCHOTT отправила зеркало в компанию Safran Reosc, которая выполнит шлифовку и полировку зеркала с точностью в 15 нанометров по всей оптической поверхности.

M3 – весьма специфическая особенность телескопа ELT. Большинство крупных телескопов, в том числе Очень Большой Телескоп ESO (VLT) и Космический телескоп Хаббла NASA/ESA, строят изображение при помощи лишь двух оптических зеркал с криволинейной формой поверхности. Малое плоское третичное зеркало лишь иногда вводится в систему, чтобы направить световой пучок в выбранное положение фокуса. Однако, третичное зеркало ELT также имеет криволинейную оптическую поверхность: использование трех профилированных зеркал обеспечивает более высокое оптическое качество на большем поле зрения, чем это было бы возможно в случае двухзеркальной системы. Такая оптическая схема позволит ELT строить изображения объектов ночного неба непревзойденного качества.

У всех пяти зеркал ELT будут разные формы поверхности, размеры и роли. Главное зеркало M1 наиболее впечатляющее: гигантское 39-метровое вогнутое зеркало, состоящее из 798 шестиугольных «сегментов». Это зеркало будет собирать свет от наблюдаемых объектов и отражать его на вторичное зеркало M2. Вторичное зеркало диаметром 4.2 метра будет висеть в трубе телескопа над главным зеркалом M1. M2 станет самым большим вторичным зеркалом, когда-либо применявшимся в телескопах, а также и крупнейшим из когда-либо изготовленных выпуклых зеркал. Оно будет отражать пучок света в обратном направлении на зеркало M3, которое в свою очередь направит свет на адаптивное плоское зеркало (M4) над M3. Это четвертое зеркало, которое станет крупнейшим из всех когда-либо изготовленных адаптивных зеркал, будет корректировать свою форму тысячу раз в секунду, чтобы скомпенсировать искажения, вызвенные атмосферной турбулентностью. Плоское качающееся зеркало M5 затем стабилизирует изображение и отправит его на приемники.