Объявление

В поисках новых сверхземель: первые наблюдения с приёмником CRIRES+ на Очень Большом телескопе ESO

1 февраля 2021 г.

С момента ввода в строй в 2006 году инфракрасный спектрограф высокого разрешения CRIRES, установленный на Очень Большом телескопе ESO (VLT), сделал много великолепных научных открытий. Новый усовершенствованный приёмник CRIRES+, с которым только что выполнены первые наблюдения, продолжит работу своего предшественника и поиск потенциально обитаемых экзопланет-сверхземель.

CRIRES+, приёмник, построенный в ESO в кооперации с консорциумом европейских институтов, будет искать в космосе сверхземли, расположенные в зонах обитания близлежащих звезд малых масс, то есть, в интервале планетных орбит, внутри которого, как считают ученые, на планетах может существовать жизнь. Планеты такого типа трудно регистрировать, так как их массы сравнительно малы. С приёмником CRIRES+ учёные будут лучше оснащены для поиска сверхземель: теперь станет возможным обзор большинства звезд в окружении Солнца. Среди других научных целей инструмента CRIRES+ – исследование атмосфер транзитных экзопланет, а также происхождения и эволюции магнитных полей звезд.

Установка инструмента на телескоп ESO VLT в обсерватории ESO Параналь в Чили завершилось в конце февраля прошлого года, и ожидалось, что первые наблюдения пройдут вскоре после этого. Однако, тестовые наблюдения были отложены из-за пандемии COVID-19, и впервые в практике ESO были запланированы в удаленном режиме из Штаб-квартиры ESO в Гархинге.

Приёмник CRIRES+ построен на базе его предшественника, спектрографа CRIRES, установленного на VLT в 2006 г. Аббревиатура CRIRES расшифровывается как CRyogenic high-resolution InfraRed Echelle Spectrograph (криогенный инфракрасный эшелле-спектрограф высокого разрешения). Спектрограф – инструмент, который расщепляет инфракрасное излучение на различные длины волн; он работает при поддержке модуля адаптивной оптики, корректирующего искажения изображений, возникающие вследствие турбулентности земной атмосферы.

Теперь, спустя почти 15 лет, CRIRES существенно модифицирован. Этот инструмент VLT значительно усовершенствован, система адаптивной оптики полностью переработана. “В результате апгрейда в десять раз увеличился диапазон длин волн, одновременно принимаемых инструментом”,  сообщает менеджер проекта CRIRES+ от ESO Рейнгольд Дорн (Reinhold Dorn). CRIRES+ получает доступ к области изменения параметра, которая сейчас в целом недоступна для VLT,” – добавляет он.

С приёмником CRIRES с момента его установки сделано несколько первоклассных открытий, таких, например, как первое измерение продолжительности суток на экзопланете или определение общей температуры атмосферы Плутона. Ученые надеются использовать CRIRES+ для развития результатов, достигнутых с инструментом CRIRES.

CRIRES+ станет единственным инфракрасным спектрографом высокого разрешения, смонтированным на телескопе 8-метрового класса и оборудованным современной системой адаптивной оптики. Его появление принципиально изменит ситуацию в исследованиях экзопланет и звезд малых масс”,  говорит ведущий учёный программы CRIRES+, научный руководитель Консорциума Арти Хацес (Artie Hatzes) из Таутенбургской обсерватории в Тюрингии, Германия. “В частности, CRIRES+ будет непревзойденным по своей способности исследовать атмосферы экзопланет с поверхности Земли”.

В возглавляемый ESO Консорциум CRIRES+ входят ESO (Германия, Чили), Институт астрофизики Университета Георга-Августа в Гёттингене (Германия), Тюрингская обсерватория в Таутенбурге (Германия), Факультет физики и астрономии университета в Уппсале (Швеция), обсерватория в Арчетри, INAF (Италия), обсерватория в Болонье, INAF (Италия). Научный руководитель проекта – Арти Хацес из Тюрингской обсерватории в Таутенбурге (Германия).