Объявление

Более 1000 работ выполнено с использованием данных ESO: научные результаты ESO в 2020 году

20 мая 2021 г.

Обсерватории ESO в 2020 году работали в необычно тяжёлых условиях пандемии COVID-19. Научные наблюдения пришлось сократить и даже на несколько месяцев приостановить. Тем не менее, 2020 год всё-таки был очень продуктивным для обсерватории в отношении количества статей, опубликованных на основе данных, полученных – преимущественно в предыдущие годы – на телескопах ESO. Недавно опубликованный отчёт библиотеки ESO показывает, что 2020 год – четвёртый подряд, на протяжении которого на основе данных ESO опубликовано более 1000 научных работ.

Большинство этих публикаций – более 600 – выполнено по данным, полученным на флагманском инструменте ESO: Очень Большом телескопе (VLT) и на Интерферометре VLT (VLTI). В числе главных достижений – первое в истории изображение системы многих планет у солнцеподобной звезды и наблюдения звездного «танца» вокруг сверхмассивной чёрной дыры.

Из 608 работ, выполненных на основе наблюдений на VLT и VLTI, в 336 (55%) использованы данные, полученные с многокомпонентным спектроскопическим приёмником MUSE, эшелле-спектрографом ультрафиолетового и видимого диапазона UVES и спектрографом «X-shooter». Как и в 2019, эти приёмники в 2020 году оказались тремя самыми продуктивными инструментами VLT.

По данным, полученным на обзорных телескопах обсерватории ESO Параналь на севере Чили – Обзорном астрономическом телескопе видимого и инфракрасного диапазона VISTA и Обзорном телескопе VLT (VST), – в 2020 г., как и в предшествовавшие годы, было опубликовано более 150 статей. В частности, после объединения данных, полученных на VST, VLT ESO и Телескопе Новой Технологии, было показано, как на горячих звездах появляются гигантские магнитные пятна.

На основе данных, полученных на старейшей обсерватории ESO Ла Силья, опубликовано около 200 статей, значительная часть которых (122) написана с использованием высокоточного спектрографа лучевых скоростей HARPS, «охотника за планетами», смонтированного на 3.6-м телескопе ESO, специализирующемся на поиске и изучении экзопланет.

Атакамская Большая миллиметровая / субмиллиметровая антенная решетка ALMA, которую ESO эксплуатирует на партнёрских началах, обеспечила материал для публикации более 440 статей. Примерно половина из них (48%) выполнена на основе данных, полученных в наблюдательное время ALMA, выделенное для Европы. Пример: опубликованное в январе 2020 г. исследование присутствия в межзвёздной среде одного из «кирпичиков жизни».

ESO является партнёром также и в Атакамском эксперименте «Следопыт» (APEX): антенна APEX расположена вблизи ALMA на плато Чахнантор в чилийской пустыне Атакама. В 2020 г. наблюдения, выполненные в рамках времени, выделенного на APEX для ESO, послужили материалом для более, чем половины (56%) всех статей, основанных на данных APEX.

В 2020 второй год подряд более трети (36%) всех опубликованных статей, в которых использованы данные ESO, основаны на наблюдениях, частично или полностью взятых из Научного архива ESO. Это означает, что астрономы продолжают использовать прошлые наблюдения и с их помощью, иногда спустя годы после того, как данные получены, совершают прорывы в науке. И хотя из-за перерывов в работе обсерваторий объем данных, полученных в этом году, будет меньше, старые данные ESO продолжают использоваться и будут по-прежнему вносить вклад в астрономию.

Впечатляющие цифры публикаций демонстрируют важную роль ESO в накоплении наших знаний о Вселенной. Сравнивать статистику публикаций ESO и других обсерваторий трудно: разные учреждения используют различные методы подсчёта научных трудов. Тем не менее, в 2020 г., с более, чем тысячей статей, опубликованных на основе полученных в ESO данных, ESO осталась самой продуктивной наземной обсерваторией в мире.

Приведённые цифры опубликованы в ежегодной статистической сводке основных публикаций ESO (Basic ESO Publication Statistics), выпускаемой Библиотекой и Информационным центром ESO. Они вычисляются с использованием базы данных ESO Telescope Bibliography (telbib), содержащей реферируемые публикации на основе данных ESO. ESO ведет большую работу по идентификации всех реферируемых статей, написанных с использованием данных ESO, чем обеспечивается полнота базы данных telbib.

Интерактивные графики на основе избранной статистики находятся в открытом доступе. Графики отражают полное содержание базы данных telbib, в которой хранятся сведения о публикациях с 1996 года по настоящее время. Их можно использовать для исследования многих аспектов истории публикаций, в том числе динамики научных статей, написанных по данным, полученным на инструментах ESO и использования архивных данных.

Международный астрономический инструмент ALMA – партнерский проект ESO, Национального научного фонда США (NSF) и Национального института естественных наук Японии (NINS) в кооперации с Республикой Чили.