Объявление

«Пусть начнётся шоу»: первые наблюдения с приёмником CONCERTO на телескопе APEX

6 июля 2021 г.

С великолепным новым приёмником, спектрометром CONCERTO, успешно выполнены первые наблюдения: получены тестовые изображения туманностей Кошачья Лапа и Краб. Инструмент, установленный на эксплуатируемом ESO телескопе APEX (Atacama Pathfinder Experiment), поможет астрономам исследовать таинственную древнюю космическую эпоху, в которую зажигались первые звёзды.

Название CONCERTO означает CarbON CII line in post-rEionisation and ReionisaTiOn epoch – «линия углерода CII в эпоху пост-реионизации и реионизации». Главная задача приёмника – исследование рождения первого поколения звёзд. Для этого будут наблюдаться космические объекты, образовавшиеся от 600 миллионов до 1.2 миллиарда лет после Большого Взрыва. Этот период, известный как эра космической реионизации, не очень хорошо изучен, но имеет критическое значение в истории космоса, отмечая переход от “тёмных веков” — очень мрачного периода жизни Вселенной, когда звёзды ещё не сформировались — ко времени, когда образовалось большинство далёких галактик, которые мы видим сейчас во Вселенной. С CONCERTO также будет составлена карта далёких скоплений галактик и областей звездообразования в нашем Млечном Пути.

Приёмник CONCERTO будет сканировать небо на частотах между инфракрасным и радиодиапазоном. На этих длинах волн он будет принимать излучение ионизованных атомов углерода, одного из наиболее важных индикаторов звездообразования в раннюю космическую эпоху. “Задача приёма и анализа излучения, испущенного в эпоху реионизации, очень трудна, так как сигналы, которые мы ищем, очень слабые”, – говорит научный руководитель проекта CONCERTO Гилен Лагаш (Guilaine Lagache) из Астрофизической лаборатории в Марселе, во Франции. “Мы будем справляться с этой проблемой, используя полностью новую экспериментальную методику – измерение распределения интенсивности. CONCERTO станет первым инструментом в мире, который будет строить распределение интенсивности первичного излучения углерода на больших участках неба.”

CONCERTO – совершенно уникальный приёмник для APEX”, – говорит астроном ESO и Astronomer and научный координатор проекта APEX Карлос Де Бройк (Carlos De Breuck). “Другие инструменты специализированы либо для построения прямых изображений, либо для спектроскопии, но не для и того, и другого сразу, как CONCERTO. А в смысле прямых изображений при диаметре поля примерно в 20 угловых минут он намного опережает по этому параметру все остальные инструменты, когда-либо устанавливавшиеся на APEX”. Новый приёмник заменил прежнюю большую болометрическую камеру LABOCA (LArge APEX BOlometer Camera), поле зрения которой вчетверо меньше.

«Первый свет», полученный на CONCERTO, знаменует окончание процесса установки нового приёмника, начавшегося в конце марта 2021 г., когда он был доставлен на платформу телескопа APEX на плато Чахнантор в чилийской пустыне Атакама.

Пандемия COVID-19 создала значительные трудности для работы группы CONCERTO, которая сумела подготовить инструмент к операциям в полностью удалённом режиме, отправить его в Чили и смонтировать на телескопе APEX при соблюдении строгих ограничений, связанных с требованиями безопасности и охраны здоровья. “В огромной степени этот успех достигнут благодаря сплочённости коллектива группы, командному духу, и тому, что все мы работали со страстью и целеустремленностью”, – говорит инженер-исследователь CONCERTO Алессандро Монфардини (Alessandro Monfardini) из Института Нееля в Гренобле, во Франции. Группа благодарна местному персоналу телескопа APEX за их самоотверженную работу и за помощь в монтаже и тестировании инструмента.

Изготовление приёмника CONCERTO финансировалось грантом № 788212 Европейского Совета по научным исследованиям (European Research Council), в рамках Aix-Marseille Initiative of Excellence (Франция) и LabEx FOCUS (Франция). В консорциум CONCERTO входят Астрофизическая лаборатория Марселя (LAM; Франция), Институт Нееля (Франция), Лаборатория субатомной физики и космологии (LPSC; Франция), Институт планетологии и астрофизики (IPAG; Франция) и Группа астрономических инструментов Университета в Кардиффе (Великобритания). Институт Нееля, LPSC и IPAG являются лабораториями Национального центра научных исследований (CNRS) и университета Гренобля-Альп (UGA); LAM – лаборатория CNRS и университета Экс-Марсель.

APEX – совместный проект Института радиоастрономии Мака Планка (MPIfR), Космической обсерватории Онсала (OSO) и ESO. Эксплуатация телескопа APEX на плато Чахнантор поручена ESO.