Kids

eso1422ru — Фото-релиз

Жизнь и смерть звезд-сестер

23 июля 2014 г.

На этом замечательном снимке, полученном в обсерватории ESO Ла Силья в Чили, молодые звезды сбились в кучу на фоне облаков светящегося газа и пылевых полос. Это звездное скопление NGC 3293 десять миллионов лет назад само было всего лишь гигантским облаком газа и пыли, из которого и родились все видимые сейчас на снимке светила. Такие скопления служат «космическими лабораториями», которые позволяют астрономам больше узнать о путях развития звезд.

Прекрасное звездное скопление NGC 3293 находится в 8000 световых годах от Земли в созвездии Киля (Carina). Впервые его обнаружил французский астроном Николя-Луи де Лакайль (Nicolas-Louis de Lacaille) в 1751 году, наблюдая небо в крохотный телескопчик с апертурой всего в 12 миллиметров с территории, которая теперь называется Южной Африкой. Открытое им скопление является одним из самых ярких на южном небе  -- в ясную безлунную ночь его легко можно видеть невооруженным глазом.

В таких скоплениях, как NGC 3293, все звезды являются «родными сестрами» -- они образовались в одно и то же время, из одного и того же облака газа и пыли, из-за чего и их химический состав почти одинаковый. Все это делает их идеальными тест-объектами для проверки теорий развития звезд.

Большинство видимых на снимке звезд скопления очень молоды – их возраст не превышает 10 миллионов лет. В космическом масштабе это младенчество: например, Солнцу, светилу среднего возраста, 4.6 миллиардов лет. Обилие ярких молодых голубых звезд – обычное явление для рассеянных скоплений, таких, как NGC 3293 или как более известное скопление Каппы Южного Креста (Kappa Crucis, NGC 4755), еще называемое «Шкатулкой с драгоценностями».

Как уже сказано, каждое рассеянное (в английской терминологии «открытое») скопление образуется из гигантского облака молекулярного газа, и звезды в нем удерживаются вместе силами взаимного гравитационного притяжения. Но этих сил недостаточно, чтобы сохранить единство скопления при тесных сближениях с другими скоплениями или газовыми облаками. Постепенно звезды открытых скоплений и остающиеся в этих скоплениях запасы газа и пыли рассеиваются в пространстве. Поэтому время жизни рассеянных скоплений невелико – всего несколько сот миллионов лет, в отличие от их «старших братьев», шаровых скоплений, живущих миллиарды лет и содержащих гораздо больше звезд.

Несмотря на некоторые признаки еще продолжающегося в NGC 3293 звездообразования, считается, что большинство, если не все его без малого пятьдесят звезд рождены практически одновременно. И все же не у всех этих звезд-сестер «яркая» внешность новорожденных светил: некоторые выглядят явно старше. Как же объяснить разную скорость эволюции звезд?

Вот, например, яркая оранжевая звезда в правом нижнем углу снимка. Это огромное светило, красный гигант, при рождении должно было быть одним из самых крупных и ярких экземпляров своего «выводка». Но яркие звезды и сгорают быстрее. Когда звезда истратила все ядерное горючее в своем ядре, ее внутренняя динамика изменилась, она начала распухать и охлаждаться, и в конце концов превратилась в красного гиганта, который мы теперь видим. Красные гиганты приближаются к концу своего жизненного цикла, а его сестры все еще в стадии, предшествующей их вступлению на Главную последовательность — после чего их еще ждет длинный стабильный период «среднего возраста». Мы видим их сейчас на заре их жизни – на фоне красного пылевого фона они выглядят яркими, горячими и белыми.

Снимок получен с широкоугольной камерой Wide Field Imager (WFI), установленной на 2.2-метровом телескопе MPG/ESO в обсерватории Ла Силья (ESO) в северном Чили.