Kids

eso1424ru — Фото-релиз

На телескопе VST получен снимок галактики в Треугольнике

6 августа 2014 г.

На обзорном телескопе VST (VLT Survey Telescope) в обсерватории Паранал (ESO) в Чили получено прекрасное детальное изображение галактики Мессье 33. Эта известная спиральная галактика, вторая по близости к нашей галактике Млечного Пути из крупных галактик, изобилует яркими звездными скоплениями и газо-пылевыми облаками. Новый снимок относится к числу наиболее богатых деталями из всех когда-либо полученных; особенно четко выделяются многочисленные светящиеся красным газовые облака в спиральных ветвях галактики.

Хотя галактика в Треугольнике находится в северном полушарии небесной сферы, она еще видна с южной наблюдательной площадки ESO: обсерватории Паранал в Чили. Правда, высоко над горизонтом она там не поднимается. Приведенный снимок сделан на Обзорном телескопе VST (VLT Survey Telescope) -- входящем в комплекс VLT современном 2.6-метровом телескопе с полем зрения вдвое большем полной Луны. Фото смонтировано из большого количества индивидуальных экспозиций, причем некоторые из них сделаны через фильтр, который пропускает только красноватое излучение водорода – именно оно делает красные газовые облака в спиральных ветвях галактик такими заметными.

Среди многих областей звездообразования в спиральных ветвях Messier 33 выделяется гигантская туманность NGC 604. Это одна из самых больших известных нам эмиссионных туманностей: ее диаметр достигает почти 1500 световых лет. Она занимает площадь в 40 раз больше, чем видимая часть значительно более известной — и расположенной намного ближе к нам — туманности Ориона.

Галактика в Треугольнике – третья по величине из галактик Местной Группы, в которую кроме нее входят Млечный Путь, Туманность Андромеды и еще около 50 галактик меньшего размера. В исключительно ясную безлунную ночь эта галактика чуть видна невооруженным глазом. Она считается самым далеким от нас небесным объектом, который можно видеть без применения оптики. Для самых терпеливых сообщаем, что с течением времени условия видимости этой галактики будут улучшаться, хоть и очень, очень медленно: она приближается к нам со скоростью около 100 000 километров в час.

Пристальный взгляд на приведенное фото позволяет не только детальнейшим образом рассмотреть области звездообразования в спиральных ветвях галактики, но и различить россыпи далеких галактик за мириадами звезд и светящихся водородных облаков NGC 598.Галактика Messier 33, иначе обозначаемая как NGC 598, расположена в трех миллионах световых лет от нас в маленьком северном созвездии Треугольника (Triangulum). Она часто называется просто галактикой в Треугольнике. В августе 1764 года французский охотник за кометами Шарль Мессье (Charles Messier) занес ее под номером 33 в свой знаменитый список ярчайших туманностей и звездных скоплений. Однако, первое документированное наблюдение этого объекта -- за сто лет до Мессье -- принадлежит, вероятно, сицилийскому астроному Джованни Баттиста Ходьерна (Giovanni Battista Hodierna).