Kids

eso1425ru — Фото-релиз

Звездообразование: эффектная картинка

20 августа 2014 г.

На этом снимке, полученном с широкоугольным приемником Wide Field Imager в обсерватории ESO Ла Силья в Чили – сразу две замечательных области звездообразования в той части Млечного Пути, которая видна на южном небе. Первая область, слева, почти целиком занята звездным скоплением NGC 3603, находящимся от нас на расстоянии 20 000 световых лет в спиральной ветви Киля-Стрельца нашей Галактики. Второй объект, справа – NGC 3576, скопление светящихся газовых облаков, которое раза в два ближе к Земле.

NGC 3603 – очень яркое звездное скопление, знаменитое тем, что в нем обнаружена такая концентрация массивных звезд, какой пока больше нигде в нашей Галактике не наблюдается. В центре скопления – HD 97950, кратная система звезд типа Вольфа–Райе, массивных (с массами не менее 20 солнечных) звезд, находящихся на поздней стадии развития. При такой огромной массе звезды Вольфа-Райе еще и выбрасывают большое количество вещества в окружающее пространство – они испускают интенсивный звездный ветер, то есть материя улетает с их поверхности со скоростью семь миллионов километров в час! Как не похудеть при такой «диете»!

NGC 3603 – область очень активного звездообразования. Звезды рождаются в темных и пыльных уголках Галактики, обычно недоступных наблюдению. Но когда новорожденные звезды постепенно разгораются, они своим излучением расчищают вокруг себя пространство, занятое остатками пылевых коконов, из которых они родились. Тогда мы уже можем наблюдать их в телескоп, а вокруг них видны светящиеся облака, называемые областями HII. Свечение областей HII объясняется взаимодействием ультрафиолетового излучения ярких и горячих молодых звезд с окружающими их водородными облаками. Размеры этих областей могут достигать нескольких сотен световых лет. Область HII вокруг NGC 3603 считается самой массивной в нашей Галактике.

Скопление NGC 3603 впервые наблюдал Джон Гершель (John Herschel) 14 марта 1834 года во время своей трехлетней экспедиции в окрестности Кейптауна, предпринятой с целью систематического обзора южного неба. Гершель считал, что этот замечательный объект, возможно, является шаровым звездным скоплением. Потом стало понятно, что это не старое шаровое, а молодое рассеянное («открытое») скопление, и одно из самых густонаселенных.

Туманность NGC 3576, видимая в правой части снимка, тоже, как и NGC 3603, лежит в спиральной ветви Киля–Стрельца, одном из спиральных рукавов нашей Галактики. Но хотя на небе она видна совсем рядом с NGC 3603, она находится гораздо ближе к Земле. Расстояние до нее всего около 9000 световых лет.

В NGC 3576 выделяются два больших объекта с криволинейными очертаниями, напоминающими крутые бараньи рога. Странная форма этих волокон – результат воздействия звездного ветра от молодых горячих звезд, находящихся в центральных частях туманности. Звездный ветер разгоняет пыль и газ на сотню световых лет вокруг. Две темных компактных области, выделяющиеся на светлом фоне в верхней части туманности – так называемые глобулы Бока. Эти темные облака тоже являются потенциальными колыбелями будущих новорожденных звезд.

Туманность NGC 3576 тоже была открыта в 1834 Джоном Гершелем. Этот год оказался необычайно удачным для английского астронома!