Kids

eso1427ru — Фото-релиз

Космический прогноз погоды: темные облака рассеются

3 сентября 2014 г.

На этом необычном новом снимке -- Lupus 4, темный газо-пылевой «мешок», смахивающий по очертаниям на паука. Может показаться, что это темная тучка ползет по небу в безлунную ночь, загораживая собой звезды. Плотные космические скопления темного вещества, такие, как Lupus 4, хоть до поры до времени и выглядят мрачно, оказываются как раз теми местами, где образуются и загораются ярким светом новые звезды. Снимок получен с широкоугольной камерой Wide Field Imager, установленной на 2.2-метровом телескопе MPG/ESO в обсерватории ESO Ла Силья в Чили.

Туманность Lupus 4 расположена примерно в 400 световых годах от Земли, на границе созвездий Волка (Lupus) и Наугольника (Norma). Это одно из комплекса связанных между собой темных облаков в рассеянном звездном скоплении, называемом OB-ассоциацией Скорпиона-Центавра. OB-ассоциации представляют собой группировки относительно молодых и далеко разбросанных в пространстве звезд [1], которые, по всей вероятности, образовались из одного и того же гигантского облака материи.

Эта ассоциация и, в частности, облака Lupus, являются самым близким к Солнцу объектом такого типа, который поэтому представляет собой удачную мишень для изучения механизмов совместного рождения звезд и их последующего рассеяния в пространстве. Считается, что и Солнце, как и большинство звезд в нашей Галактике, начало свою жизнь в подобных условиях.

Американский астроном Эдвард Эмерсон Барнард (Edward Emerson Barnard) был первым, кто описал темные облака в созвездии Волка в астрономической литературе – в 1927 году. Лучше всего изучено облако Lupus 3, по соседству с Lupus 4 – благодаря присутствию в нем по крайней мере 40 новорожденных звезд, образовавшихся в течение последних трех миллионов лет и сейчас находящихся в самой начальной стадии термоядерного горения в их недрах (eso1303). Главным источником энергии этих звезд-младенцев (их называют звездами типа T Тельца) является тепло, выделяющееся в процессе их гравитационного сжатия. Напомним, что звезды зрелого возраста, такие, как наше Солнце, светятся благодаря термоядерному горению водорода и других элементов в их недрах.

Наблюдения холодных темных облаков в Lupus 4 выявили всего несколько звезд типа T Tauri. Однако в центре Lupus 4 находится плотное темное скопление материи, что обещает появление новых звезд в будущем. Пройдет всего каких-то несколько миллионов лет, и эта плотная масса превратится в группу звезд типа T Тельца. Сравнивая Lupus 3 и Lupus 4, мы видим, что первое облако старше последнего, так как у его содержимого было больше времени для превращения в звезды.

Сколько всего звезд может образоваться внутри Lupus 4? Ответить на этот вопрос трудно, так как есть разные оценки массы облака. В двух исследованиях дается цифра около 250 масс Солнца, зато еще в одном другим методом получена оценка в 1600 солнечных масс. В любом случае Lupus 4 содержит достаточно вещества для образования множества ярких звезд. И так же, как на небе Земли облака расступаются и сквозь них проглядывает солнце, эти темные космические облака в конце концов рассеются и на их месте засияют новые звезды.

[1] Обозначение "OB" означает, что в этих скоплениях много горячих ярких короткоживущих звезд спектральных классов O и B.