Kids

eso1428ru — Фото-релиз

Скопление «с секретом»

Наблюдения Мессье 54 на VLT: «литиевая проблема» существует не только в нашей Галактике

10 сентября 2014 г.

На этом новом снимке, полученном на Обзорном телескопе VLT в обсерватории ESO на горе Паранал в северном Чили – гигантское шаровое звездное скопление Messier 54. Скопление выглядит так же, как многие другие шаровые скопления, однако, у него есть свой секрет. Messier 54 не принадлежит нашей Галактике Млечного Пути, а является частью ее малого спутника – карликовой галактики в Стрельце. Астрономы использовали это обстоятельство, чтобы с помощью Очень Большого Телескопа (VLT) проверить, обнаруживается ли у звезд вне Млечного пути такое же неожиданно низкое содержание лития, как у звезд нашей Галактики.

На периферии Галактики Млечного Пути обращаются по своим орбитам более 150 шаровых звездных скоплений. Каждое из них состоит из сотен тысяч старых звезд, образовавшихся еще в те времена, когда сама Галактика находилась в процессе формирования. Одно из таких скоплений, наряду с несколькими другими, было найдено в конце XVIII века в созвездии Стрельца (Sagittarius) французским охотником за кометами Шарлем Мессье (Charles Messier) и получило в его каталоге обозначение Messier 54.

На протяжении более двухсот лет после его открытия Мессье 54 считалось обычным шаровым скоплением Млечного Пути, похожим на многие другие. Но в 1994 г. было установлено, что на самом деле оно связано с другой галактикой — карликовой галактикой в Стрельце. Оказалось, что расстояние до него составляет 90 000 световых лет — втрое больше, чем до центра нашей Галактики.

Недавно астрономы выполнили наблюдения Messier 54 на телескопе VLT, пытаясь решить одну из загадок современной астрономии — «литиевую проблему». Большая часть присутствующего во Вселенной легкого элемента лития образовалась во время Большого Взрыва -- наряду с водородом и гелием, но в гораздо меньших количествах. Астрономы с довольно большой точностью могут вычислить количество лития, которое они ожидают найти в ранней Вселенной, и, основываясь на этом, рассчитать, сколько его должно быть в старых звездах. Но цифры не сходятся — в звездах наблюдается примерно втрое меньше лития, чем должно быть. Эта тайна остается неразгаданной уже несколько десятилетий [1].

До последнего времени было возможно измерять содержание лития только в звездах Млечного Пути. Однако сейчас группа астрономов во главе с Алессио Муччиарелли (Alessio Mucciarelli) из Болонского университета в Италии с помощью телескопа VLT сумела измерить количество лития в выборке звезд скопления Messier 54. Они увидели, что содержание лития там близко к тому, которое наблюдается в Млечном Пути. Таким образом, что бы ни было причиной исчезновения лития, оно присуще не только Млечному Пути.

Новое изображение скопления получено на Обзорном телескопе VLT (VLT Survey Telescope - VST) в обсерватории Паранал. На снимке наряду с самим скоплением видно необыкновенно плотное звездное поле, состоящее из звезд Млечного Пути, находящихся между нами и скоплением.

[1] У этой головоломки есть несколько возможных решений. Первое: неверны могут быть сами вычисления количества лития, образовавшегося при Большом Взрыве. Последние проверки этого предположения, однако, его не подтверждают. Второе решение – литий каким-то образом был разрушен в самых ранних звездах, еще до образования Млечного Пути. И наконец, возможно, что какой-то процесс в недрах звезд постепенно приводит к исчезновению лития в ходе звездной эволюции.

Результаты исследования приведены в статье “The cosmological Lithium problem outside the Galaxy: the Sagittarius globular cluster M54”, A. Mucciarelli и др., которая публикуется в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society (Oxford University Press).

Состав исследовательской группы: A. Mucciarelli (University of Bologna, Italy), M. Salaris (Liverpool John Moores University, Liverpool, UK), P. Bonifacio (Observatoire de Paris, France), L. Monaco (ESO, Santiago, Chile) и S. Villanova (Universidad de Concepcion, Concepcion, Chile).