Kids

eso1439ru — Фото-релиз

Разноцветное сборище звезд среднего возраста

26 ноября 2014 г.

Этот переливающийся разными цветами снимок яркого звездного скопления NGC 3532 получен на 2.2-метровом телескопе MPG/ESO в обсерватории ESO Ла Силья в Чили. Некоторые звезды скопления еще сияют горячим голубым цветом, но многие более массивные члены скопления уже стали красными гигантами и светят с темно-оранжевым оттенком.

NGC 3532 – яркое рассеянное (их еще называют «открытыми») звездное скопление, расположенное в 1300 световых годах от нас в созвездии Киля (Carina) небесного корабля Арго. Его неформальное название – «Колодец Желаний», так как оно напоминает россыпь серебряных монет на дне водоема. Другое его название – Футбольное Скопление, хотя насколько оно вам нравится, может зависеть от того, по какую сторону Атлантики вы живете. Это название связано с тем, что овальная форма скопления напоминает мяч, но для жителей стран, в которых играют в регби, этот мяч скорее именно для  этой игры.

Это очень яркое скопление легко различить невооруженным глазом на небе южного полушария. Открыл его французский астроном Николя Луи де Лакайль (Nicolas Louis de Lacaille), занимавшийся наблюдениями неба в Южной Африке в 1752 году и поместивший открытый им объект в каталог спустя три года, в 1755. Это одно из самых красивых рассеянных скоплений на небе Земли.

NGC 3532 покрывает на небе участок, почти вдвое превышающий размер диска полной Луны. Джон Гершель (John Herschel), который работал в Южной Африке в 1830-х, описал его как скопление, богатое двойными звездами, в котором ему удалось найти “несколько прекрасных звездных пар”. Еще раз, уже в недавние времена, NGC 3532 вошло в историю как первый объект, на который 20 мая 1990 года был направлен Космический Телескоп Хаббла NASA/ESA.

Этой группе звезд около 300 миллионов лет – по стандартам рассеянных скоплений это средний возраст [1]. Те его звезды, которые родились с умеренными массами, сейчас все еще сияют бело-голубым светом, но более массивные члены скопления уже исчерпали свои запасы водородного топлива и стали красными гигантами. В результате скопление богато и голубым, и оранжевым цветом. Те звезды, которые изначально имели самую большую среди всех членов скопления массу, уже давно прожили свои короткие, но яркие жизни и взорвались в виде сверхновых. В скоплении есть и множество менее заметных, более слабых звезд с меньшими массами, которые живут дольше и светят с желтым или красным оттенком. Всего в NGC 3532 около 400 звезд.

Скопление видно на фоне очень богатой звездами части Млечного Пути. Видны и светящиеся красным газовые туманности, и еле различимые полосы пыли, которые загораживают свет более удаленных звезд. Но они, вероятно, не связаны со скоплением: оно уже достаточно старо, чтобы все вещество в нем и вокруг него давно уже ушло на формирование звезд или было выметено звездным ветром.

Снимок NGC 3532 получен в обсерватории ESO Ла Силья в феврале 2013 года с широкоугольной камерой Wide Field Imager.

[1] Звезды с массами, во много раз превышающими массу Солнца, живут всего несколько миллионов лет, ожидаемое время жизни Солнца – примерно десять миллиардов лет, а звезды малых масс, как предполагается, могут существовать сотни миллиардов лет, значительно дольше, чем современный возраст Вселенной.