Kids

eso1441ru — Фото-релиз

Горячие голубые звезды скопления Мессье 47

17 декабря 2014 г.

Этот замечательный снимок Messier 47 сделан широкоугольной камерой Wide Field Imager, установленной на 2.2-метровом телескопе MPG/ESO в обсерватории ESO Ла Силья в Чили. В молодом рассеянном скоплении доминирует россыпь ярких голубых звезд, но есть там и резко контрастирующие с ними красные гиганты.

Скопление Мессье 47 находится примерно в 1600 световых годах от Земли в созвездии Кормы (Puppis) -- это корма мифического корабля «Арго». Скопление впервые было замечено на небе около 1664 (или немного раньше) итальянским астрономом Джованни Батиста Ходьерной (Giovanni Battista Hodierna) и позже независимо переоткрыто Шарлем Мессье (Charles Messier), который, по всей вероятности, не знал о наблюдениях Ходьерны.

При том, что Мессье 47 – яркий и хорошо заметный объект, это одно из наименее плотно населенных рассеянных скоплений. В области поперечником в 12 световых лет наблюдается всего около 50 звезд, в то время, как в других подобных скоплениях их могут быть тысячи.

Отождествление Messier 47 не всегда было легким делом. В течение ряда лет его считали «исчезнувшим», так как Мессье неверно указал его координаты. Затем оно было еще раз переоткрыто и получило другое каталожное обозначение: NGC 2422. Только в 1959 году канадский астроном Т.Ф.Моррис (T. F. Morris) окончательно доказал, что Мессье совершил ошибку и что Мессье 47 и NGC 2422 -- один и тот же объект.

Бело-голубой цвет звезд свидетельствует об их высокой температуре: чем горячее звезда, тем она голубее, чем холоднее – тем краснее. Это соотношение цвета, яркости и температуры можно графически изобразить в виде кривой Планка. Но более подробное спектроскопическое исследование цвета звезд рассказывает астрономам гораздо больше: например, насколько быстро звезда вращается или каков ее химический состав. На снимке заметно и несколько ярких красных гигантов – звезд, которые уже находятся на гораздо более поздних стадиях своей короткой (в космических масштабах) жизни, чем менее массивные и дольше живущие голубые звезды [1].

Совершенно случайно рядом с Messier 47 на небе находится другое, совсем непохожее на него скопление — Messier 46. В отличие от сравнительно близкого к нам Мессье 47, до которого всего 1600 световых лет, Мессье 46 находится на расстоянии в 5500 световых лет и содержит гораздо больше звезд – как минимум 500. И все же, несмотря на это, Мессье 46 выглядит значительно менее ярким из-за большого расстояния.

Возраст Messier 46 около 300 миллионов лет и его можно считать старшим братом Messier 47, которому всего 78 миллионов лет. А это значит, что многие из наиболее массивных и ярких членов Messier 46 уже прожили свои короткие жизни и исчезли из виду, а большинство остальных его звезд красные и холодные.

Фото Messier 47 получено в рамках программы «Космические сокровища ESO» (ESO Cosmic Gems[2].

[1] Время жизни звезды зависит в первую очередь от ее массы. Тяжелые звезды, содержащие во много раз больше вещества, чем наше Солнце, живут всего несколько миллионов лет. А гораздо менее массивные светила могут существовать на протяжении миллиардов лет. В звездном скоплении все звезды имеют примерно одинаковый возраст и исходный химический состав. Яркие массивные звезды эволюционируют быстрее всех, быстрее становятся красными гигантами и первыми заканчивают свой жизненный цикл, а их менее массивные и более холодные собратья по скоплению их надолго переживают.

[2]  Программа «Космические сокровища ESO» (ESO Cosmic Gems) состоит в получении на телескопах ESO с образовательно-просветительской целью изображений интересных, загадочных или просто красивых космических объектов. Для этой программы используется время, в которое по каким-либо причинам нельзя вести научные наблюдения. Все полученные данные хранятся в архиве научных данных ESO и при необходимости могут использоваться астрономами.