Kids

eso1510ru — Фото-релиз

Феерия новых звезд

11 марта 2015 г.

Это великолепное звездное поле в южном созвездии Жертвенника (Ara) – настоящая сокровищница космических чудес. Звездные скопления, эмиссионные туманности и активные области звездообразования – лишь некоторые из объектов, наблюдаемых в этой области, удаленной от нас на 4000 световых лет. Этот прекрасный снимок, полученный с Обзорным телескопом VLT в обсерватории ESO на горе Паранал в Чили – на сегодня самый детальный вид этой части неба.

В центре кадра – рассеянное звездное скопление NGC 6193, содержащее около тридцати ярких звезд. Оно является центром звездной ассоциации Ara OB1. Две самых ярких звезды в нем – очень горячие гиганты. Своим мощным совместным излучением они возбуждают свечение близлежащей эмиссионной туманности Венец (Rim Nebula), она же NGC 6188, которая виднеется справа от скопления.

Звездной ассоциацией называется большая группировка слабо связанных друг с другом звезд, которые все же еще не совсем далеко разошлись от места своего совместного рождения. OB-ассоциации в основном состоят из очень молодых бело-голубых звезд, в 100 000 раз более ярких, чем Солнце, и в 10–50 раз более массивных.

Туманность Венец – слой темных и светлых космических облаков, отмечающих границу между активной областью звездообразования внутри молекулярного облака RCW 108 и остальной частью ассоциации [1]. Область вокруг RCW 108 заполнена в основном водородом — главным строительным материалом для звездообразования. Такие области называются областями Н II.

Ультрафиолетовое излучение и интенсивный звездный ветер от звезд скопления NGC 6193, по всей видимости, стимулируют образование новой волны звездообразования в окружающих скопление газо-пылевых облаках. По мере того, как фрагменты облаков уплотняются, они разогреваются и в конце концов превращаются в новые звезды.

Когда в туманности образуются новые звезды, сама туманность постепенно разрушается звездными ветрами и излучением родившихся звезд, а также и взрывами сверхновых. Поэтому такие H II области звездообразования обычно существуют на протяжении всего нескольких миллионов лет. Звездообразование – процесс очень низкоэффективный, так как всего около 10% вещества туманности превращается в звезды, все остальное рассеивается в пространстве.

Туманность Венец, кроме того, по некоторым признакам находится на ранней стадии образования так называемых “слоновьих хоботов”, а значит, в будущем она может стать похожей на такие известные области звездообразования, как Туманность Орел (Мессье 16, в которой находится группа самых знаменитых «слоновьих хоботов», называемых еще Столпами Творения) и Коническая Туманность (Cone Nebula, являющаяся частью NGC 2264).

Приводимый здесь снимок в действительности получен наложением более 500 индивидуальных изображений в четырех цветных фильтрах. Общее время экспозиции на Обзорном телескопе VLT составило более 56 часов. Это самый детальный из всех до сих пор полученных снимков данной области.

[1] Эта туманность имеет дополнительную известность среди астрономов, так как предыдущий ее снимок был помещен на конверт с DVD-диском, на котором распространялась написанное в ESO астрономическое программное обеспечение Scisoft. Новая версия этих программ в конверте с изображением туманности вышло всего несколько недель назад, и поэтому у астрономов за этой туманностью закрепилось название «Туманность Скайсофт» (Scisoft Nebula).

Европейская Южная Обсерватория (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, самая продуктивная в мире астрономическая обсерватория. В ее работе принимают участие 16 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция, а также Чили как страна, предоставившая свою территорию для размещения обсерваторий ESO. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Паранал и Чахнантор. В обсерватории Паранал, самой передовой в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два обзорных телескопа: VISTA, который работает в инфракрасных лучах и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и Обзорный Телескоп VLT (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный исключительно для обзора неба в видимом свете. ESO является европейским партнером крупнейшего астрономического проекта современности – системы радиотелескопов миллиметрового и субмиллиметрового диапазона ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Паранала, ESO ведет строительство E-ELT (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – 39-метрового Европейского Чрезвычайно Большого Телескопа для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет “величайшим в мире оком, устремленным в небо».