Kids

eso1511ru — Научный релиз

Загадочная вспышка XVII века вызвана столкновением звезд

Наблюдения на телескопе APEX помогли раскрыть тайну Новой Лисички 1670 года

23 марта 2015 г.

Новые наблюдения, выполненные на телескопе APEX и других инструментах показали, что звезда, вспыхнувшая на небе Европы в 1670 году, была не Новой, а гораздо более редким и ярким событием: столкновением звезд. Вспышка была видна невооруженным глазом, но следы, которые она оставила, оказались столь слабыми, что только тщательный анализ данных, полученных в субмиллиметровом диапазоне, смог дать разгадку этого явления спустя более 340 лет. Результаты исследования появятся в онлайн-выпуске журнала Nature от 23 марта 2015 г.

Появление на небе в 1670 году новой звезды подробно задокументировали величайшие астрономы семнадцатого века, в  том числе составивший первую карту Луны Гевелий (Hevelius) и Кассини (Cassini). Гевелий описал ее как «Nova sub capite Cygni» — новую звезду ниже головы Лебедя — но современные астрономы знают ее под именем Новая Лисички (Nova Vulpeculae) 1670 [1]. Исторические описания появления новых звезд редки и представляют огромный интерес для астрономов, а Nova Vul 1670 оказалась как самой старой из зарегистрированных новых, так и  так и давшей самый слабый из обнаруженных при позднейших наблюдениях остатков.

Ведущий автор нового исследования Томаш Каминьски (Tomasz Kamiński), сотрудник ESO и Института радиоастрономии им. Макса Планка в Бонне (Германия), объясняет: “Много лет считалось, что это была вспышка Новой, но чем больше ее исследовали, тем меньше сходства обнаруживалось у нее с обычной новой, да и любым другим видом взрывающихся звезд”.

Вспышка Новой Лисички 1670 была легко наблюдаема на небе невооруженным глазом, и потом еще два года объект менял свой блеск, пока не исчез из виду. Затем он еще дважды становился опять видимым, и наконец исчез навсегда. И хотя астрономы того времени эти перемены тщательно документировали, все же им недоставало технических возможностей для того, чтобы объяснить необычное поведение «новой».

В двадцатом веке астрономы пришли к пониманию того, что большинство вспышек новых звезд можно описать в рамках модели взрывов звезд в тесных двойных системах. Однако, поведение Nova Vul 1670 совершенно не укладывалось в эту модель и оставалось необъяснимым.

Даже при многократно возросшей проницающей силе телескопов долгое время не удавалось найти на небе никаких следов события 1670 года. Только в 1980-х годах группа астрономов нашла слабую туманность вокруг того, что могло бы быть остатком звезды. Но, хотя эти наблюдения и выглядели многообещающими, им не удалось пролить новый свет на истинную природу явления, которое триста лет назад произошло в небе Европы.

Томаш Каминьски продолжает свой рассказ: “Мы попытались исследовать эту область неба на субмиллиметровых волнах и в радиодиапазоне. И обнаружили, что окрестности остатка звезды заполнены холодным газом, богатым молекулами и отличающимся крайне необычным химическим составом”.

Кроме телескопа APEX астрономы использовали антенную решетку SMA (Submillimeter Array) и радиотелескоп в Эффельсберге (Effelsberg radio telescope). Они изучили химический состав газа и измерили отношение различных изотопов в нем. Объединение результатов этих измерений дало исключительно подробную информацию о структуре исследуемой области и позволило выдвинуть предположение о происхождении вещества в ней.

Главный вывод заключался в том, что масса холодного вещества слишком велика, чтобы быть продуктом взрыва новой звезды. Вдобавок, отношения изотопов в веществе вокруг Nova Vul 1670 отличались от тех, которые характерны для новых. Но если это не была новая, то что же тогда это было?

Это было столкновением двух звезд, породившим вспышку более яркую, чем вспышка новой, хотя и менее яркую, чем у сверхновой – то, что называется «красным транзиентом» (red transient). Это крайне редкое событие, при котором звезда взрывается в результате поглощения другой звезды, выбрасывая в окружающее пространство вещество из своих недр. Все, что остается после такого взрыва – слабый остаток звезды, погруженный в холодную среду, богатую молекулами и пылью. Новая Лисички 1670 вписывается в этот новый сценарий почти идеально.

Соавтор работы Карл Ментен (Karl Menten) из Института радиоастрономии им. Макса Планка в Бонне (Германия) заключает: “Такие открытия самые интересные – то, чего совершенно не ждешь!

[1] Этот объект находится на границе созвездий Лисички (Vulpecula) и Лебедя (Cygnus). Он обозначается то как Nova Vul 1670, то как переменная звезда CK Лисички.

Результаты работы представлены в статье “Nuclear ashes and outflow in the oldest known eruptive star Nova Vul 1670”, T. Kamiński et al., которая выходит в онлайн-выпуске журнала Nature за 23 марта 2015 г.

Состав группы исследователей: Tomasz Kamiński (ESO, Santiago, Chile; Max Planck Institute for Radio Astronomy, Bonn, Germany [MPIfR]), Karl M. Menten (MPIfR), Romuald Tylenda (N. Copernicus Astronomical Center, Toruń, Poland), Marcin Hajduk (N. Copernicus Astronomical Center), Nimesh A. Patel (Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics, Cambridge, Massachusetts, USA) и Alexander Kraus (MPIfR).

Европейская Южная Обсерватория (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, самая продуктивная в мире астрономическая обсерватория. В ее работе принимают участие 16 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция, а также Чили как страна, предоставившая свою территорию для размещения обсерваторий ESO. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Паранал и Чахнантор. В обсерватории Паранал, самой передовой в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два обзорных телескопа: VISTA, который работает в инфракрасных лучах и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и Обзорный Телескоп VLT (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный исключительно для обзора неба в видимом свете. ESO является европейским партнером крупнейшего астрономического проекта современности – системы радиотелескопов миллиметрового и субмиллиметрового диапазона ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Паранала, ESO ведет строительство E-ELT (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – 39-метрового Европейского Чрезвычайно Большого Телескопа для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет “величайшим в мире оком, устремленным в небо».