Kids

eso1518ru — Фото-релиз

Трехмерное изображение «Столпов Творения»

Согласно новым исследованиям этот легендарный объект лучше называть «Столпами Разрушения»

30 апреля 2015 г.

С помощью приемника MUSE, установленного на Очень Большом Телескопе ESO (VLT), астрономы получили первое полное трехмерное изображение знаменитых «Столпов Творения», части Туманности Орел (Мессье 16). Новые наблюдения дают картину распределения в пространстве пылевых «колонн» и выявляют множество новых деталей, в том числе ранее не замеченный джет, выбрасываемый молодой звездой. Интенсивное излучение и мощный звездный ветер от ярких звезд скопления постепенно сформировали пылевую структуру «Столпов Творения»; эти же факторы в течение ближайших трех миллионов лет приведут к ее полному испарению.

Полученное двадцать лет назад Космическим телескопом Хаббла NASA-ESA знаменитое изображение «Столпов Творения» (Pillars of Creation) немедленно сделалось одним из самых известных и запоминающихся космических фото. Эти клубящиеся газо-пылевые облака протяженностью в несколько световых лет [1] привлекают внимание специалистов и интерес непрофессиональных зрителей.

Эти живописные объекты, как и лежащее рядом с ними звездное скопление NGC 6611, входят в состав области звездообразования, называемой Туманностью Орел (Eagle Nebula), она же Messier 16 (M16), и расположенной примерно в 7000 световых лет от Земли в созвездии Змеи (Serpens).

«Столпы Творения» дают классический пример колоннообразных структур, образующихся в гигантских газо-пылевых облаках -- колыбели новых звезд. Эти колонны возникают, когда мощное ультрафиолетовое излучение и звездный ветер от ярких новорожденных бело-голубых звезд типов O и B выметают из окрестностей этих звезд менее плотное вещество.

Более плотные сгустки газа и пыли способны противостоять этой эрозии длительное время. Скапливающееся за этими сгустками вещество укрывается ими, как щитом, от сметающего все на своем пути интенсивного излучения O и B звезд. Образуются темные «хвосты» или «слоновьи хоботы», которые мы и видим как туманные колонны, направленные от ярких звезд.

Теперь с инструментом ESO MUSE на Очень Большом Телескопе удалось с беспрецедентной точностью исследовать продолжающийся процесс испарения «Столпов» и уточнить их ориентацию в пространстве.

Согласно новым данным MUSE вершина левой колонны направлена к нам. Сама эта колонна, в отличие от остальных, в действительности расположена позади NGC 6611. На вершину этой колонны приходится основной поток излучения от звезд скопления NGC 6611, отчего она и выглядит ярче, чем колонны, находящиеся слева внизу, посредине и справа. Их вершины направлены от земного наблюдателя.

Астрономы надеются лучше разобраться, как именно молодые O и B звезды, такие, как в NGC 6611, влияют на образование звезд следующих поколений. Многочисленными исследованиями установлено наличие протозвезд в пылевых облаках «Столпов». Новая работа также дает доказательства формирования двух звезд в левой и средней колоннах. Найден и джет, выбрасываемый из молодой звезды и до сих пор не замеченный наблюдателями.

Однако вряд ли в облаках, подобных «Столпам Творения», может успеть образоваться много звезд – пылевые колонны непрерывно разрушаются интенсивным излучением уже появившихся звезд.

Измеряя при помощи MUSE скорость испарения вещества в «Столпах», астрономы получают оценки времени существования колонн. Каждый миллион лет эти образования теряют около 70 солнечных масс. Исходя из того, что нынешняя масса «Столпов» составляет 200 масс Солнца, их ожидаемое время жизни --- еще всего-навсего три миллиона лет, какой-то миг во временных масштабах Вселенной. Так что правильнее было бы называть их «Столпами Разрушения».

[1] Левая, самая длинная колонна сверху донизу является единым сплошным образованием. Его длина около четырех световых лет, что примерно вдвое больше, чем у правого «столпа».

Результаты исследования представлены в статье "The Pillars of Creation revisited with MUSE: gas kinematics and high-mass stellar feedback traced by optical spectroscopy", A. F. McLeod и др., которая публикуется в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society от 30 апреля 2015 г.

Состав исследовательской группы: A. F. Mc Leod (ESO, Garching, Germany), J. E. Dale (Universitäts-Sternwarte München, München, Germany; Excellence Cluster Universe, Garching bei München, Germany), A. Ginsburg (ESO), B. Ercolano (Universitats-Sternwarte München,; Excellence Cluster Universe), M. Gritschneder (Universitats-Sternwarte München), S. Ramsay (ESO) и L. Testi (ESO; INAF/Osservatorio Astrofisico di Arcetri, Firenze, Italy).

Европейская Южная Обсерватория (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, самая продуктивная в мире астрономическая обсерватория. В ее работе принимают участие 16 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция, а также Чили как страна, предоставившая свою территорию для размещения обсерваторий ESO. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Паранал и Чахнантор. В обсерватории Паранал, самой передовой в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два обзорных телескопа: VISTA, который работает в инфракрасных лучах и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и Обзорный Телескоп VLT (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный исключительно для обзора неба в видимом свете. ESO является европейским партнером крупнейшего астрономического проекта современности – системы радиотелескопов миллиметрового и субмиллиметрового диапазона ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Паранала, ESO ведет строительство E-ELT (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – 39-метрового Европейского Чрезвычайно Большого Телескопа для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет «величайшим оком человечества, устремленным в небо».