Kids

eso1521ru — Фото-релиз

Космический «праздник с шампанским»

27 мая 2015 г.

В самой яркой части этой светящейся туманности RCW 34 газ интенсивно нагревается молодыми звездами и, расширяясь, проходит сквозь окружающий слой более холодного газа. И когда горячий водород достигает внешней границы холодного газового облака, он выбрасывается во окружающий облако вакуум, как струя шампанского вслед за вылетевшей из бутылки пробкой. Этот процесс астрофизики так и называют -- «струя шампанского» (champagne flow). Однако, в молодой области звездообразования RCW 34 есть кое-что, заслуживающее большего внимания, чем пара газовых пузырьков – по всей видимости, здесь в объеме одного и того же облака произошли множественные эпизоды рождения звезд.

На этом новом фото, полученном на VLT — Очень Большом Телескопе ESO (Very Large Telescope) в Чили, — живописное красное облако светящегося водорода, лежащее позади группы голубых фоновых звезд поля. Внутри облака, имеющего обозначение RCW 34 и расположенного в южном созвездии Парусов, в самой яркой части этого облака, прячется группа массивных молодых звезд [1], которые оказывают на свою родную туманность огромное влияние. Под действием сильного ультрафиолетового излучения, которым наполнена центральная часть этой туманности, газ ионизуется, то есть электроны отрываются от атомов водорода.

Водород – настоящий клад для астрофотографов, потому, что он светится ярким красноватым светом. Это характерное свечение отличает многие туманности, которые благодаря ему стали объектом множества прекрасных снимков, демонстрирующих разнообразие причудливых форм. Водород является и сырьем для эффектных процессов, вроде той же «струи шампанского». Но у ионизованного водорода есть и особая астрономическая роль: это индикатор областей звездообразования. Звезды рождаются из сжимающихся газовых облаков и естественно, что их много в областях, богатых газом, таких, как RCW 34. Поэтому наша туманность особенно интересна для тех астрономов, которые изучают рождение и развитие звезд.

Огромное количество пыли внутри туманности не позволяет увидеть, что делается в ее глубинах, где внутри газо-пылевых облаков и происходит таинство рождения звезд. RCW 34 отличается особенно высокой экстинкцией (поглощением света) -- это попросту означает, что почти весь видимый свет из ее внутренних областей поглощается по пути к Земле. И все же у астрономов есть возможность увидеть погруженные в пыль колыбели рождающихся звезд: для этого используются инфракрасные телескопы.

Взгляд сквозь красную дымку показывает, что внутри туманности имеется множество молодых звезд с массами гораздо меньшими, чем у Солнца. Они группируются вокруг более старых и более массивных звезд, расположенных главным образом в центре туманности – лишь несколько виднеются по ее краям. Такое распределение звезд привело исследователей к выводу, что внутри облака происходило несколько различных эпизодов звездообразования. Вначале образовались три гигантских звезды, и это событие послужило толчком к формированию менее массивных звезд в их окрестностях [2].

Снимок получен в рамках программы «Космические сокровища ESO» (ESO Cosmic Gems) с помощью приемника FOcal Reducer and low dispersion Spectrograph (FORS), смонтированного на телескопе VLT [3].

[1] RCW 34 еще обозначается как Gum 19. В центре туманности находится яркая молодая звезда V391 Velorum.

[2] Самые массивные и очень яркие звезды живут недолго — всего несколько миллионов лет. Звезды меньших масс часто имеют возраст, сравнимый с возрастом Вселенной.

[3] В рамках образовательно-просветительской программы «Космические сокровища ESO» (ESO Cosmic Gems) на телескопах ESO фотографируются интересные, загадочные или просто красивые космические объекты. Эти снимки делаются, когда телескопы по каким-либо причинам не используются для научных наблюдений. Все полученные данные хранятся в научном архиве ESO и при необходимости могут использоваться астрономами.

Европейская Южная Обсерватория (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, самая продуктивная в мире астрономическая обсерватория. В ее работе принимают участие 16 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция, а также Чили как страна, предоставившая свою территорию для размещения обсерваторий ESO. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Паранал и Чахнантор. В обсерватории Паранал, самой передовой в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два обзорных телескопа: VISTA, который работает в инфракрасных лучах и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и Обзорный Телескоп VLT (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный исключительно для обзора неба в видимом свете. ESO является европейским партнером крупнейшего астрономического проекта современности – системы радиотелескопов миллиметрового и субмиллиметрового диапазона ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Паранала, ESO ведет строительство E-ELT (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – 39-метрового[KM1] Европейского Чрезвычайно Большого Телескопа для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет «величайшим оком человечества, устремленным в небо».