Kids

eso1526ru — Фото-релиз

В самом сердце гиганта

1 июля 2015 г.

Это замечательное поле с множеством разноцветных звезд и газовых облаков снято широкоугольной камерой Wide Field Imager (WFI), установленной на 2.2-метровом телескопе MPG/ESO в обсерватории ESO Ла Силья в Чили. На этом фото мы видим молодое рассеянное звездное скопление NGC 2367—тесную группу новорожденных звезд в сердце мощной древней структуры на окраине Млечного Пути.

Неутомимый английский астроном-наблюдатель сэр Уильям Гершель (Sir William Herschel) 20 ноября 1784 года обнаружил в созвездии Большого Пса (Canis Major) на расстоянии около 7000 световых лет от Земли яркое скопление NGC 2367. Большинству горячих ярко-голубых звезд этого скопления всего около пяти миллионов лет. На снимке можно видеть, как это голубое сияние контрастирует с шелковисто-красным свечением окружающего звезды водорода.

Открытые или рассеянные скопления вроде NGC 2367 – обычные обитатели периферийных областей спиральных галактик, таких, как наш Млечный Путь. Пока они путешествуют по своим орбитам вокруг центров своих галактик, они подвергаются влиянию притяжения других скоплений или крупных газовых облаков, с которыми они тесно сближаются по пути. Звезды в рассеянных скоплениях с самого начала довольно слабо связаны взаимным притяжением; к тому же, эти скопления постоянно теряют массу в результате того, что молодые горячие звезды своим излучением отталкивают от себя окружающий их газ. В результате, довольно часто звезды скопления отрываются от своих сородичей и рассеиваются в окружающем пространстве. Вероятно, когда-то это случилось и с Солнцем. Считается, что в среднем открытое скопление существует как единая структура на протяжении всего нескольких сотен миллионов лет, прежде, чем полностью рассеяться в пространстве.

Скопления – прекрасные природные лаборатории для изучения звездной эволюции. Все составляющие их звезды родились примерно в одно и то же время из одного и того же протозвездного облака, а значит, их легко сравнивать.

Как многие другие рассеянные скопления, NGC 2367 погружено в эмиссионную туманность, которая породила его звезды. Оставшийся неиспользованным газ выглядит как клочковатые облака водорода, ионизуемые ультрафиолетовым излучением самых горячих из окружающих звезд. Но в данном случае мы наблюдаем более необычную картину: если рассматривать более широкую область вокруг скопления и его материнской туманности, в ней выявляется гораздо более масштабная структура! NGC 2367 и ее туманность оказываются ядром туманности гораздо большего размера, известной как Brand 16, а она в свою очередь является лишь малой частью гигантской сверхоболочки GS234-02.

Сверхоболочка GS234-02 находится на окраине нашей галактики Млечного Пути. Это огромное образование поперечником в сотни световых лет возникло, когда в группе очень массивных звезд, испускающих мощный звездный ветер, вокруг каждой звезды образовывался расширяющийся пузырь горячего газа. Эти пузыри в конце концов слились и сформировали «сверхпузырь», который многократно увеличился, когда короткоживущие звезды внутри него стали примерно в одно и то же время взрываться в виде сверхновых. А когда друг с другом слились несколько соседних «сверхпузырей», это и привело к появлению сверхоболочки – одной из крупнейших структур внутри галактики.

Эта концентрически расширяющаяся система, столь же древняя, сколь и огромная – прекрасный пример сложной внутренне взаимосвязанной структуры, которые образуются в галактиках в результате процессов жизни и умирания звезд.

Европейская Южная Обсерватория (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, самая продуктивная в мире астрономическая обсерватория. В ее работе принимают участие 16 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция, а также Чили как страна, предоставившая свою территорию для размещения обсерваторий ESO. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Паранал и Чахнантор. В обсерватории Паранал, самой передовой в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два обзорных телескопа: VISTA, который работает в инфракрасных лучах и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и Обзорный Телескоп VLT (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный исключительно для обзора неба в видимом свете. ESO является европейским партнером крупнейшего астрономического проекта современности – системы радиотелескопов миллиметрового и субмиллиметрового диапазона ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Паранала, ESO ведет строительство E-ELT (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – 39-метрового Европейского Чрезвычайно Большого Телескопа для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет «величайшим оком человечества, устремленным в небо».