Kids

eso1529ru — Научный релиз

У двойника Солнца обнаружен двойник Юпитера

Поиски Солнечной системы 2.0

15 июля 2015 г.

Международная группа астрономов под руководством бразильских ученых с помощью 3.6-метрового телескопа ESO нашла очень похожую на Юпитер планету на таком же расстоянии от ее материнской звезды солнечного типа HIP 11915, на каком Юпитер находится от Солнца. По современным теориям, планеты с массами порядка массы Юпитера играют очень важную роль в архитектуре планетных систем. Существование такой планеты на такой же орбите, как у Юпитера, вокруг звезды, похожей на Солнце, позволяет надеяться, что и вся планетная система этой звезды может оказаться похожей на Солнечную систему. HIP 11915 – звезда примерно того же возраста, что и Солнце; более того, у нее такой же, как у Солнца, химический состав. Значит, вблизи нее тоже могут оказаться каменные планеты.

До последнего времени при поисках экзопланет в основном обнаруживались планетные системы, в которых вблизи материнской звезды располагались планеты-гиганты, как минимум в несколько раз более массивные, чем Земля [1]. Такие системы совсем не похожи на нашу Солнечную систему, внутренние области которой населены небольшими каменными планетами, а газовые гиганты, вроде Юпитера, находятся на периферии.

Согласно самым последним теориям, на структуру Солнечной системы, оказавшейся столь благоприятной для развития жизни, оказало огромное влияние присутствие Юпитера. Гравитационное поле этого газового гиганта было важнейшим фактором формирования системы планет. Это означает, что обнаружение «двойника» Юпитера – важная веха на пути поисков планетной системы, похожей на нашу.

Группа исследователей, руководимая бразильскими астрономами, как раз и исследует звезды типа Солнца с целью отыскать планетные системы, похожие на Солнечную. Недавно этими учеными была открыта планета с массой, очень близкой к массе Юпитера [2], обращающаяся вокруг солнцеподобной звезды HIP 11915 на почти в точности таком же расстоянии, как от Солнца до Юпитера. Открытие было сделано с приемником HARPS, одном из наиболее точных в мире инструментов, специально предназначенных для поиска внесолнечных планет, смонтированном на 3.6-метровом телескопе ESO в обсерватории Ла Силья в Чили.

Хотя уже открыто много планет, похожих на Юпитер [3], на различных расстояниях от своих материнских солнцеподобных звезд, новооткрытая планета является самым близким на сегодня аналогом Юпитера, как по массе и расстоянию от центральной звезды, так и по сходству между своей материнской звездой и Солнцем.

Звезда, к системе которой принадлежит новая планета, двойник Солнца HIP 11915, похожа на Солнце не только массой, но и возрастом. Еще больше добавляет им сходства одинаковый химический состав. Химические особенности Солнца могут отчасти быть связаны с присутствием вблизи него каменных планет, а значит, возможно, такие планеты есть и у HIP 11915.

По словам Хорхе Мелендеца (Jorge Melendez) из университета Сан Пауло в Бразилии, руководителя группы и соавтора статьи, “поиск «Земли-2.0» и Солнечной системы-2.0 – одно из самых захватывающих астрономических предприятий. Мы счастливы участвовать в этом поистине пионерском исследовании, которое стало возможным благодаря астрономическим инструментам, предоставляемым ESO.” [4]

Меган Беделл (Megan Bedell) из Чикагского университета, первый автор работы, заключает: “Спустя два десятилетия после начала охоты за экзопланетами, благодаря долгосрочной стабильной работе специализированных приемников – «охотников за планетами», таких, как HARPS -- мы наконец начинаем находить в других планетных системах газовые гиганты с большими периодами обращения, подобные тем, которые мы видим в нашей Солнечной системе. Наша находка – это обнадеживающий знак того, что в космосе действительно есть другие «солнечные системы», которые ждут своего открытия.”

Для подтверждения и уточнения полученных результатов необходимы дальнейшие наблюдения, но так или иначе HIP 11915 остается одним из самых многообещающих кандидатов в «двойники» Солнца и Солнечной системы.

[1] Существующие методы обнаружения планет более чувствительны к большим и массивным планетам, близким к своим материнским звездам. Небольшие и маломассивные планеты в основном находятся за пределами наших нынешних наблюдательных возможностей. Труднее обнаруживать также и гигантские планеты, расположенные на большом расстоянии от центральной звезды. Вследствие этого большинство известных нам экзопланет имеют большие размеры и/или массу и расположены близко к своей центральной звезде.

[2] Планета была открыта по измерениям крайне незначительных смещений, которые она вызывает у звезды, обращаясь вокруг нее по орбите. Так как наклон орбиты планеты неизвестен, можно получить только нижнюю оценку ее массы. Активность звезды, связанная с вариациями ее магнитного поля, тоже может привести к появлению спектральных признаков, интерпретируемых как присутствие планеты. Астрономы выполнили все известные тесты для исследования такой возможности, но полностью ее исключить пока все же нельзя.

[3] Другой пример «двойника» Юпитера – планета у звезды HD 154345, описанная здесь.

[4] С момента подписания Соглашения о вступлении Бразилии в ESO в декабре 2010 года бразильские астрономы имеют полный доступ ко всем наблюдательным возможностям ESO.

Результаты работы представлены в статье “The Solar Twin Planet Search II. A Jupiter twin around a solar twin”, M. Bedell et al., которая публикуется в журнале Astronomy and Astrophysics.

Состав исследовательской группы: M. Bedell (Department of Astronomy and Astrophysics, University of Chicago, Chicago, Illinois, USA; Visiting Researcher at the Departamento de Astronomia do IAG/USP, Universidade de São Paulo, São Paulo, Brazil), J. Meléndez (Universidade de São Paulo, São Paulo, Brazil), J. L. Bean (Department of Astronomy and Astrophysics, University of Chicago), I. Ramírez (McDonald Observatory and Department of Astronomy, University of Texas, Austin, Texas, USA), M. Asplund (Research School of Astronomy and Astrophysics, The Australian National University, Weston, Australia), A. Alves-Brito (Instituto de Fisica, Universidade Federal do Rio Grande do Sul, Porto Alegre, Rio Grande do Sul, Brazil), L. Casagrande (Research School of Astronomy and Astrophysics, Australia), S. Dreizler (Institut für Astrophysik, University of Göttingen, Germany), T. Monroe (Universidade de São Paulo, Brazil), L. Spina (Universidade de São Paulo, Brazil) и M. Tucci Maia (Universidade de São Paulo, Brazil).

Европейская Южная Обсерватория (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, самая продуктивная в мире астрономическая обсерватория. В ее работе принимают участие 16 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция, а также Чили как страна, предоставившая свою территорию для размещения обсерваторий ESO. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Паранал и Чахнантор. В обсерватории Паранал, самой передовой в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два обзорных телескопа: VISTA, который работает в инфракрасных лучах и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и Обзорный Телескоп VLT (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный исключительно для обзора неба в видимом свете. ESO является европейским партнером крупнейшего астрономического проекта современности – системы радиотелескопов миллиметрового и субмиллиметрового диапазона ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Паранала, ESO ведет строительство E-ELT (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – 39-метрового Европейского Чрезвычайно Большого Телескопа для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет «величайшим оком человечества, устремленным в небо».