Kids

eso1531ru — Научный релиз

Впервые обнаружен литий во взорвавшейся звезде

29 июля 2015 г.

Впервые в веществе, выброшенном в пространство при взрыве новой звезды обнаружен химический элемент литий. Наблюдения Новой Центавра 2013 на телескопах в обсерватории ESO Ла Силья и вблизи Сантьяго де Чили помогли понять, почему у многих молодых звезд наблюдается избыток этого элемента. Новое исследование позволяет заполнить давно существующий пробел в наших представлениях о химической эволюции Галактики, улучшить понимание закономерностей химического состава звезд Млечного Пути.

Легкий химический элемент литий – один из тех немногих элементов, которые, как считают теоретики, образовались в результате Большого Взрыва 13.8 миллиардов лет назад. Но астрономы никак не могли объяснить наблюдаемые особенности содержания лития в звездах сегодняшней Вселенной. В старых звездах его оказывается меньше, чем теоретически должно быть [1], зато в некоторых молодых – на порядок больше [2].

Еще в 1970-х было высказано предположение, что большая часть избыточного лития попадает в молодые звезды в результате вспышек новых, когда внешняя оболочка звезды сбрасывается в окружающее пространство, становясь при этом строительным материалом для образования звезд следующего поколения. Но тщательные исследования нескольких новых до сих пор не позволили убедительно подтвердить или опровергнуть эту идею.

Группа астрономов под руководством Луки Иццо (Luca Izzo, Университет Sapienza, Рим; ICRANet, Пескара, Италия) предприняли исследование Новой Центавра 2013 (Nova Centauri 2013 = V1369 Centauri) с приемником FEROS на 2.2-метровом телескопе MPG/ESO в обсерватории Ла Силья и со спектрографом PUCHEROS на 0.5-м телескопе ESO в Обсерватории Папского католического университета (Pontificia Universidad Catolica de Chile) в Санта Мартина близ Сантьяго (Чили). Вспышка Новой была зарегистрирована на южном небе вблизи яркой звезды Бета Центавра в декабре 2013 г. Эта Новая была ясно видна невооруженным глазом и пока остается самой яркой новой текущего столетия [3].

Выполненные с очень высокой точностью измерения ясно показывают присутствие лития в веществе, выброшенном из новой и движущемся со скоростью в два миллиона километров в час [4]. Это на сегодняшний день первое уверенное обнаружение выброса лития из новой.

Соавтор работы Массимо Делла Валле (Massimo Della Valle, INAF–Астрономическая обсерватория Каподимонте, Неаполь; ICRANet, Пескара, Италия) так объясняет значение открытия: “Это очень важный шаг вперед. Если представить себе историю химической эволюции Млечного Пути как сложную головоломку, то литий из новых в ней будет одним из самых важных и непонятных недостающих элементов. И вдобавок все модели Большого Взрыва остаются под вопросом, пока не разгадана «литиевая загадка»”.

Полученная из новых наблюдений масса лития, выброшенного из Новой Центавра 2013 оказывается очень маленькой -- менее одной миллиардной доли солнечной массы. Но так как в истории Млечного Пути было много миллиардов вспышек новых, этого количества достаточно, чтобы объяснить наблюдаемый избыток лития в звездах нашей Галактики.

Соавторы работы Лука Паскини (Luca Pasquini, ESO, Гархинг, Германия) и Массимо Делла Валле ищут литий в новых уже более четверти века. И вот, наконец, они его нашли! А более молодого, чем они, руководителя группы приводит в восторг другое. "Это здорово”, -- говорит Лука Иццо -- “найти что-то, что было предсказано еще до моего рождения, а наблюдалось впервые в мой день рождения в 2013 году!”

[1] Недостаток лития в старых звездах – одна из старых загадок. С результатами, полученными по этой теме, можно ознакомиться в пресс-релизах eso1428eso1235 и eso1132.

[2] Здесь под “молодыми” и “старыми” звездами подразумевают то, что астрономы предпочитают называть «звезды населения I и населения II». Солнце относится к населению I; эти звезды богаты тяжелыми элементами и образуют диск Млечного Пути. Звезды населения II старше, содержание тяжелых элементов в них низкое, они образуют сферические подсистемы Галактики: так называемый «балдж» и гало. К этому населению относятся и шаровые скопления. При этом не надо забывать, что возраст “молодых” звезд населения I тоже составляет несколько миллиардов лет!

[3] Эти сравнительно небольшие телескопы, оснащенные спектрографами, являются мощными инструментами для исследований такого рода. Даже в эпоху гигантских телескопов небольшие инструменты, специально предназначенные для решения частных задач, сохраняют свою ценность и значение.

[4] При столь большой лучевой скорости новой по направлению к Земле длина волны линии поглощения лития в спектре звезды значительно смещена в сторону более коротких волн («голубое смещение»).

Результаты исследования представлены в статье “Early optical spectra of Nova V1369 Cen show presence of lithium”, L. Izzo и др., публикуемой в онлайн-издании Astrophysical Journal Letters.

Состав исследовательской группы: Luca Izzo (Sapienza University of Rome, and ICRANet, Pescara, Italy), Massimo Della Valle (INAF–Osservatorio Astronomico di Capodimonte, Naples; ICRANet, Pescara, Italy), Elena Mason (INAF–Osservatorio Astronomico di Trieste, Trieste, Italy), Francesca Matteucci (Universitá di Trieste, Trieste, Italy), Donatella Romano (INAF–Osservatorio Astronomico di Bologna, Bologna, Italy), Luca Pasquini (ESO, Garching bei Munchen, Germany), Leonardo Vanzi (Department of Electrical Engineering and Center of Astro Engineering, PUC-Chile, Santiago, Chile), Andres Jordan (Institute of Astrophysics and Center of Astro Engineering, PUC-Chile, Santiago, Chile), José Miguel Fernandez (Institute of Astrophysics, PUC-Chile, Santiago, Chile), Paz Bluhm (Institute of Astrophysics, PUC-Chile, Santiago, Chile), Rafael Brahm (Institute of Astrophysics, PUC-Chile, Santiago, Chile), Nestor Espinoza (Institute of Astrophysics, PUC-Chile, Santiago, Chile) и Robert Williams (STScI, Baltimore, Maryland, USA).

Европейская Южная Обсерватория (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, самая продуктивная в мире астрономическая обсерватория. В ее работе принимают участие 16 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция, а также Чили как страна, предоставившая свою территорию для размещения обсерваторий ESO. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Паранал и Чахнантор. В обсерватории Паранал, самой передовой в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два обзорных телескопа: VISTA, который работает в инфракрасных лучах и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и Обзорный Телескоп VLT (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный исключительно для обзора неба в видимом свете. ESO является европейским партнером крупнейшего астрономического проекта современности – системы радиотелескопов миллиметрового и субмиллиметрового диапазона ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Паранала, ESO ведет строительство E-ELT (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – 39-метрового Европейского Чрезвычайно Большого Телескопа для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет «величайшим оком человечества, устремленным в небо».