eso1533ru — Организационный релиз

Медленная смерть Вселенной

Первые данные обзора GAMA представлены на Генеральной Ассамблее МАС

10 августа 2015 г.

Международная группа астрономов исследовала выборку из более 200 000 галактик и измерила энергию, генерируемую в большой области пространства с большей точностью, чем когда-либо ранее. Таким образом получены более надежные данные об энерговыделении в окружающей нас области Вселенной. Эти данные подтверждают, что энергия, производимая в единице объема Вселенной сегодня, составляет всего примерно половину от той, которая выделялась два миллиарда лет назад. Это ослабление энерговыделения произошло на всех длинах волн электромагнитного спектра, от ультрафиолетовой до далекой инфракрасной области. Вселенная медленно умирает.

В исследовании были задействованы многие из самых мощных телескопов мира, в том числе широкоугольные обзорные телескопы ESO VISTA и VST в обсерватории Паранал в Чили. Наблюдения были также проведены на двух орбитальных космических телескопах NASA (GALEX и WISE) и на телескопе Европейского Космического Агентства Herschel [1].

Работа выполнена в рамках проекта Galaxy And Mass Assembly (GAMA), крупнейшего в истории многоволнового обзора неба.

Чтобы измерить энерговыделение более 200 000 галактик в максимально широком диапазоне спектра, мы использовали все доступные нам космические и наземные телескопы, -- говорит Саймон Драйвер (Simon Driver, ICRAR, Университет Западной Австралии), руководитель большого коллектива сотрудников проекта GAMA.

Публикуемые сегодня данные, ставшие теперь достоянием всего астрономического сообщества, включают измерения энергии каждой из галактик, вошедших в обзор, на 21 длине волны от ультрафиолетового до дальнего инфракрасного диапазона. Эти данные позволят углубить наше понимание того, как образуются и развиваются галактики разных типов.

Вся энергия Вселенной была создана Большим Взрывом. Некоторая ее часть заключена в массе имеющихся во Вселенной объектов. Часть этой массы снова преобразуется в энергию в соответствии с знаменитым уравнением Эйнштейна E=mc2 [2] – это источник излучения звезд. Цель проекта GAMA – картографировать и промоделировать генерацию всей энергии в большом объеме пространства сегодня и в различные эпохи прошлого.

Большая часть энергии, существующей сейчас во Вселенной, возникла в процессе Большого Взрыва, однако, дополнительная энергия непрерывно генерируется звездами, в недрах которых происходит синтез водорода и гелия, -- говорит Саймон Драйвер. Эта «новая» энергия либо поглощается пылью в процессе своего распространения внутри галактики, либо уходит в межгалактическое пространство и в нем распространяется до тех пор, пока не столкнется с каким-либо препятствием: другой звездой, планетой или – хоть это происходит невероятно редко – с зеркалом телескопа.

То, что Вселенная медленно остывает, известно еще с конца 1990-х. Новое исследование показывает, что это происходит на всех длинах волн, от ультрафиолетового до инфракрасного диапазона. На сегодня это самое подробное исследование энерговыделения в нашей области Вселенной.

"Вселенная будет стареть, медленно, но неуклонно. Можно сказать, что она напоминает усевшегося на диване старичка, который завернулся в одеяло и собирается задремать, чтобы никогда уже не проснуться, -- шутит Саймон Драйвер.

Группа рассчитывает продолжить свои исследования и составить карты энерговыделения, покрывающие всю историю Вселенной. Для этого будут использоваться крупнейшие в мире радиотелескопы, в том числе «Квадратный километр» (Square Kilometre Array). Этот гигантский телескоп будет строиться в Австралии и Южной Африке в будущем десятилетии.

Научный коллектив представит свои результаты на XXIX Генеральной Ассамблее Международного Астрономического Союза (International Astronomical Union XXIX General Assembly) в Гонолулу (Гавайские острова) в понедельник 10 августа 2015 г.

[1] Телескопы и данные обзоров, использовавшиеся в исследовании, в порядке возрастания длины волны излучения: GALEXSDSSVST (KiDS survey),AATVISTA (VIKING survey)/UKIRTWISEHerschel (PACS/SPIRE).

[2] Большая часть энерговыделения Вселенной происходит благодаря термоядерному синтезу в недрах звезд, в процессе которого масса звезд медленно преобразуется в энергию. Другой основной источник энергии – очень горячие диски вокруг черных дыр в центрах галактик, где гравитационная энергия преобразуется в электромагнитное излучение квазаров и других активных галактических ядер. Излучение на гораздо больших длинах волн поступает от гигантских пылевых облаков, которые переизлучают энергию находящихся внутри них звезд.

Результаты работы представлены в статье “Galaxy And Mass Assembly (GAMA): Panchromatic Data Release (far-UV—far-IR) and the low-z energy budget”, S. Driver et al., представленной в журнал Monthly Notices of the Royal Astronomical Society. Работа также будет доложена на Генеральной Ассамблее МАС на Гавайях 10 августа 2015 г.

Состав исследовательской группы: Simon P. Driver (ICRAR, The University of Western Australia, Crawley, Western Australia, Australia [ICRAR]; University of St Andrews, United Kingdom), Angus H. Wright (ICRAR), Stephen K. Andrews (ICRAR), Luke J. Davies (ICRAR) , Prajwal R. Kafle (ICRAR), Rebecca Lange (ICRAR), Amanda J. Moffett (ICRAR) , Elizabeth Mannering (ICRAR), Aaron S. G. Robotham (ICRAR), Kevin Vinsen (ICRAR), Mehmet Alpaslan (NASA Ames Research Centre, Mountain View, California, United States), Ellen Andrae (Max Planck Institute for Nuclear Physics, Heidelberg, Germany [MPIK]), Ivan K. Baldry (Liverpool John Moores University, Liverpool, United Kingdom), Amanda E. Bauer (Australian Astronomical Observatory, North Ryde, NSW, Australia [AAO]), Steve Bamford (University of Nottingham, United Kingdom), Joss Bland-Hawthorn (University of Sydney, NSW, Australia), Nathan Bourne (Institute for Astronomy, University of Edinburgh, Royal Observatory, Edinburgh, United Kingdom), Sarah Brough (AAO), Michael J. I. Brown (Monash University, Clayton, Victoria, Australia), Michelle E. Cluver (The University of Western Cape, Bellville, South Africa), Scott Croom (University of Sydney, NSW, Australia), Matthew Colless (Australian National University, Canberra, ACT, Australia), Christopher J. Conselice (University of Nottingham, United Kingdom), Elisabete da Cunha (Macquarie University, Sydney NSW, Australia), Roberto De Propris (University of Turku, Piikkiö, Finland), Michael Drinkwater (Queensland University of Technology, Brisbane, Queensland, Australia), Loretta Dunne (Institute for Astronomy, University of Edinburgh, Royal Observatory, Edinburgh, United Kingdom; Cardiff University, Cardiff, United Kingdom), Steve Eales (Cardiff University, Cardiff, United Kingdom), Alastair Edge (Durham University, Durham, United Kingdom), Carlos Frenk (Durham University, Durham, United Kingdom), Alister W. Graham (Macquarie University, Sydney NSW, Australia), Meiert Grootes (MPIK), Benne W. Holwerda (Leiden Observatory, University of Leiden, Leiden, The Netherlands), Andrew M. Hopkins (AAO) , Edo Ibar (Universidad de Valparaso, Valparaiso, Chile), Eelco van Kampen (ESO, Garching, Germany), Lee S. Kelvin (Liverpool John Moores University, Liverpool, United Kingdom), Tom Jarrett (University of Cape Town, Rondebosch, South Africa), D. Heath Jones (Macquarie University, Sydney, NSW, Australia), Maritza A. Lara-Lopez (Universidad Nacional Automana de México, México), Angel R. Lopez-Sanchez (AAO), Joe Liske (Hamburger Sternwarte, Universität Hamburg, Hamburg, Germany), Jon Loveday (University of Sussex, Falmer, Brighton, United Kingdom), Steve J. Maddox (Institute for Astronomy, University of Edinburgh, Royal Observatory, Edinburgh, United Kingdom; Cardiff University, Cardiff, United Kingdom), Barry Madore (Observatories of the Carnegie Institution of Washington, Pasadena, California, United States [OCIW]), Martin Meyer (ICRAR) , Peder Norberg (Durham University, Durham, United Kingdom), Samantha J. Penny (University of Portsmouth, Portsmouth, United Kingdom), Stephen Phillipps (University of Bristol, Bristol, United Kingdom), Cristina Popescu (University of Central Lancashire, Preston, Lancashire), Richard J. Tuffs (MPIK), John A. Peacock (Institute for Astronomy, University of Edinburgh, Royal Observatory, Edinburgh, United Kingdom), Kevin A.Pimbblet (Monash University, Clayton, Victoria, Australia; University of Hull, Hull, United Kingdom), Kate Rowlands (University of St Andrews, United Kingdom), Anne E. Sansom (University of Central Lancashire, Preston, Lancashire), Mark Seibert (OCIW), Matthew W.L. Smith (Queensland University of Technology, Brisbane, Queensland, Australia), Will J. Sutherland (Queen Mary University London, London, United Kingdom), Edward N. Taylor (The University of Melbourne, Parkville, Victoria, Australia), Elisabetta Valiante (Cardiff University, Cardiff, United Kingdom), Lingyu Wang (Durham University, Durham, United Kingdom; SRON Netherlands Institute for Space Research, Groningen, The Netherlands), Stephen M. Wilkins (University of Sussex, Falmer, Brighton, United Kingdom) и Richard Williams (Liverpool John Moores University, Liverpool, United Kingdom).

Проект The Galaxy and Mass Assembly Survey, или GAMA – совместный проект, объединяющий более 100 ученых из более, чем 30 университетов Австралии, Европы и США.

ICRAR – совместное предприятие университета Curtin University и Университета Западной Австралии, финансируемое правительством Западной Австралии.

Европейская Южная Обсерватория (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, самая продуктивная в мире астрономическая обсерватория. В ее работе участвуют 16 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция, а также Чили как страна, предоставившая свою территорию для размещения обсерваторий ESO. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Паранал и Чахнантор. В обсерватории Паранал, самой передовой в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два обзорных телескопа: VISTA, который работает в инфракрасных лучах и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и Обзорный Телескоп VLT (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный для обзоров неба в видимом свете. ESO является европейским партнером крупнейшего астрономического проекта современности – системы радиотелескопов миллиметрового и субмиллиметрового диапазона ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Паранала, ESO ведет строительство E-ELT (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – 39-метрового Европейского Чрезвычайно Большого Телескопа для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет «величайшим оком человечества, устремленным в небо».