eso1605ru — Фото-релиз

Недолгий звездный час

10 февраля 2016 г.

На этом новом снимке, полученном в обсерватории ESO Ла Силья в Чили, новорожденная звезда освещает окружающие ее космические пылевые облака. Частицы пыли в облаках вокруг звезды HD 97300 рассеивают ее свет подобно тому, как свет автомобильных фар рассеивается в окружающем машину тумане. В результате мы наблюдаем отражательную туманность IC 2631. Сейчас на снимке наиболее заметна HD 97300, но та самая пыль, которая создает такой ореол вокруг нее, обещает в будущем рождение других звезд, которые затмят своим блеском нынешнюю приму на космической сцене.

Светящаяся область на новом снимке, сделанном на 2.2-метровом телескопе MPG/ESO - отражательная туманность IC 2631. Такие туманности представляют собой облака космической пыли, которые отражают свет от близкой звезды в окружающее пространство, образуя настоящее причудливое световое шоу. IC 2631 – самая яркая туманность Комплекса в Хамелеоне, крупного скопления газово-пылевых облаков, в котором гнездятся многочисленные новорожденные и еще образующиеся звезды. Комплекс расположен от нас примерно в 500 световых годах в южном созвездии Хамелеона.

IC 2631 освещается звездой HD 97300, одной из самых молодых, самых массивных и ярких звезд в этой области. Здесь очень много вещества, из которого формируются звезды, что хорошо видно по заметным выше и ниже IC 2631 темным туманностям. Они так плотно заполнены газом и пылью, что полностью загораживают свет расположенных за ними звезд.

Отражательные туманности, как и туманность, окружающая HD 97300, просто рассеивают звездный свет в окружающее космическое пространство. Более высокоэнергетическое звездное излучение, такое, как ультрафиолетовое излучение очень горячих молодых звезд, ионизует окружающий газ и заставляет его испускать свое собственное излучение. Такие эмиссионные туманности указывают на присутствие более горячих и ярких звезд, которые в зрелом состоянии могут наблюдаться на расстоянии тысяч световых лет. Но HD 97300 не относится к числу таких звезд, и ее «минута славы» в космическом масштабе продлится недолго.

Европейская Южная Обсерватория (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, самая продуктивная в мире астрономическая обсерватория. В ее работе участвуют 16 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция, а также Чили, предоставившая свою территорию для размещения обсерваторий ESO. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Паранал и Чахнантор. В обсерватории Паранал, самой передовой в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два широкоугольных телескопа с большим полем зрения: VISTA, который работает в инфракрасных лучах и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и Обзорный Телескоп VLT (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный для обзоров неба в видимом свете. ESO является европейским партнером крупнейшего астрономического проекта современности – системы радиотелескопов миллиметрового и субмиллиметрового диапазона ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Паранала, ESO ведет строительство E-ELT (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – 39-метрового Европейского Чрезвычайно Большого Телескопа для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет «величайшим оком человечества, устремленным в небо».