eso1611ru — Фото-релиз

С телескопом ALMA получено самое детальное изображение протопланетного диска

Признаки образования планеты на землеподобной орбите вокруг молодой звезды

31 марта 2016 г.

Это новое изображение, полученное на телескопе ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array) позволяет с небывалыми подробностями разглядеть протопланетный диск вокруг близкой к нам и похожей на Солнце звезды TW Гидры. В диске просматривается привлекающий особое внимание просвет на том же расстоянии от звезды, на каком Земля отстоит от Солнца – это может означать, что там начинает формироваться новорожденная планета, похожая на нашу Землю, а может быть и более массивная «сверх-земля».

Звезда TW Hydrae – популярная мишень для астрономов из-за своей близости к Земле (ее отделяет от нас всего 175 световых лет) и из-за своей крайней молодости (каких-то 10 миллионов лет). К тому же, ее протопланетный диск виден с Земли плашмя, что дает нам редкую возможность рассмотреть его целиком без проекционных искажений.

"Предшествующие исследования TW Гидры с оптическими и радиотелескопами подтвердили наличие у нее яркого диска, детали которого позволяют с большой вероятностью предполагать, что в нем началось гравитационное слипание будущих планет", -- говорит Шон Эндрюс (Sean Andrews) из Гарвард-Смитсонианского астрофизического центра (Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics) в Кембридже, штат Массачусетс, США, основной автор работы, публикуемой сегодня в Astrophysical Journal Letters. "Новые изображения, полученные на телескопе ALMA, показывают нам этот диск с беспрецедентными подробностями. Мы видим в нем группы концентрических пылевых колец, разделенных темными промежутками, а некоторые интригующие детали могут означать, что в нем формируется планета с такой же орбитой, как у Земли".

Другие хорошо заметные на новых изображениях просветы в диске расположены на расстояниях в три и шесть миллиардов километров от центральной звезды, что в Солнечной системе соответствует средним расстояниям от Солнца Урана и Плутона. Эти промежутки тоже, скорее всего, являются результатом процесса слипания частиц и формирования планет, которые «сгребают» на себя пыль и газ в соответствующих участках диска.

Новые наблюдения TW Hyd были выполнены на волне слабого радиоизлучения зерен пыли размерами около миллиметра. Детали, выявленные на них, имеют порядок расстояния от Земли до Солнца (около 150 миллионов километров). Столь высокое пространственное разрешение было достигнуто благодаря специальной конфигурации антенной решетки ALMA с длинной базой. Когда антенны ALMA находятся на максимальном удалении до 15 километров, телескоп способен различать мельчайшие детали. "Полученное пространственное разрешение протопланетного диска – рекордное для ALMA, и вряд ли этот рекорд удастся превзойти в скором будущем!" – говорит Эндрюс [1].

"TW Гидрыособенная звезда. Ее протопланетный диск – ближайший к Земле из известных. Он, что вполне возможно, очень похож на протопланетный диск вокруг нашего Солнца, когда ему было всего 10 миллионов лет", -- добавляет соавтор работы Дэвид Уилнер (David Wilner), также сотрудник Гарвард-Смитсонианского астрофизического центра.

Предыдущие наблюдения на ALMA другой протопланетной системы HL Tauri показали, что даже в более молодых протопланетных дисках возрастом всего в миллион лет могут проявляться схожие признаки формирования планет. Изучая более старый диск TW Hydrae, астрономы надеются лучше понять эволюцию нашей собственной планеты и подобных планетных систем во всем Млечном Пути.

Сейчас астрономы хотят выяснить, насколько обычными являются такие детали в дисках вокруг других молодых звезд и как они могут изменяться в зависимости от времени или окружения.

[1] Угловое разрешение на изображениях HL Тельца того же порядка, как и в описываемых здесь наблюдениях, но так как TW Hyd значительно ближе к Земле, на новых изображениях видны более мелкие детали.

Результаты исследования представлены в статье "Ringed Substructure and a Gap at 1 AU in the Nearest Protoplanetary Disk", S.M. Andrews и др., публикуемой в Astrophysical Journal Letters.

Состав исследовательской группы: Sean M. Andrews (Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics, Cambridge, Massachusetts, USA), David J. Wilner (Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics, Cambridge, Massachusetts, USA) , Zhaohuan Zhu (Princeton University, Princeton, New Jersey, USA), Tilman Birnstiel (Max-Planck-Institut für Astronomie, Heidelberg, Germany), John M. Carpenter (Joint ALMA Observatory, Santiago, Chile), Laura M. Peréz (Max-Planck-Institut für Radioastronomie, Bonn, Germany), Xue-Ning Bai (Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics, Cambridge, Massachusetts, USA), Karin I. Öberg (Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics, Cambridge, Massachusetts, USA), A. Meredith Hughes (Wesleyan University, Van Vleck Observatory, Middletown, USA), Andrea Isella (Rice University, Houston, Texas, USA) и Luca Ricci (Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics, Cambridge, Massachusetts, USA).

Атакамская Большая Миллиметровая / субмиллиметровая решетка ALMA (The Atacama Large Millimeter/submillimeter Array), международный астрономический инструмент – совместный проект ESO, Национального научного фонда США NSF (U.S. National Science Foundation) и Национального института естественных наук Японии NINS (National Institutes of Natural Sciences) в кооперации с Республикой Чили. Работа обсерватории ALMA финансируется ESO (представляющей объединенные интересы своих стран-участниц), Фондом NSF совместно с Национальным советом по научным исследованиям Канады NRC (National Research Council) и Национальным советом по науке Тайваня NSC (National Science Council), а также NINS в кооперации с тайваньской Academia Sinica (AS) и Корейским институтом астрономии и космических исследований KASI (Korea Astronomy and Space Science Institute).

Строительство и эксплуатация телескопа ALMA осуществляются: ESO, представляющей интересы своих стран-участниц; Национальной радиоастрономической обсерваторией США NRAO (National Radio Astronomy Observatory) под управлением компании Associated Universities, Inc. (AUI), представляющей Северную Америку; Национальной астрономической обсерваторией Японии NAOJ (National Astronomical Observatory of Japan), представляющей Восточную Азию. Общее управление строительством, тестированием и эксплуатацией ALMA осуществляется в рамках Объединенной обсерватории ALMA (The Joint ALMA Observatory -- JAO).

Европейская Южная Обсерватория (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, самая продуктивная в мире астрономическая обсерватория. В ее работе участвуют 16 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция, а также Чили, предоставившая свою территорию для размещения обсерваторий ESO. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Паранал и Чахнантор. В обсерватории Паранал, самой передовой в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два широкоугольных телескопа с большим полем зрения: VISTA, который работает в инфракрасных лучах и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и Обзорный Телескоп VLT (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный для обзоров неба в видимом свете. ESO является европейским партнером крупнейшего астрономического проекта современности – системы радиотелескопов миллиметрового и субмиллиметрового диапазона ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Паранала, ESO ведет строительство E-ELT (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – 39-метрового Европейского Чрезвычайно Большого Телескопа для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет «величайшим оком человечества, устремленным в небо».