eso1612ru — Фото-релиз

В огненной печи

Обзор скопления Fornax с обзорным телескопом VLT

13 апреля 2016 г.

На этом новом снимке, полученном на Обзорном телескопе VLT (VST) в обсерватории ESO Параналь в Чили – обширное скопление галактик Fornax Cluster в южном созвездии Печи (Fornax). Скопление содержит целую коллекцию галактик разных форм и размеров, и некоторые из этих галактик весьма загадочны.

Наблюдения показывают, что галактики имеют тенденцию образовывать большие группы, называемые скоплениями. Фактором, который удерживает галактики в скоплениях, является гравитация – сила тяготения, которая создается как огромными количествами темной материи, так и самими галактиками. В одном скоплении может содержаться от 100 до 1000 галактик, а размеры скоплений варьируют от 5 до 30 миллионов световых лет.

Скопления галактик не имеют определенных границ и форм, и поэтому точно определить, где они начинаются и где кончаются, довольно трудно. Однако, астрономы все же оценили местоположение центра Скопления Печи и расстояние до него: 65 миллионов световых лет. Число галактик в скоплении известно несколько более точно: там почти шестьдесят крупных и примерно столько же карликовых галактик. Такие скопления вполне обычны во Вселенной. Их существование иллюстрирует мощное действие силы тяготения на больших расстояниях: она способна собрать в одной области пространства колоссальные массы отдельных галактик.

В центре этого скопления, посредине между тремя яркими туманными пузырями в левой части снимка, находится cD-галактика NGC 1399 — галактика-каннибал. Такие cD-галактики похожи на эллиптические, но они больше и отличаются протяженными слабыми оболочками [1]. Эти их особенности объясняются тем, что они поглотили галактики меньшего размера, стянутые гравитацией к центру скопления [2].

Если присмотреться, можно даже убедиться в том, что этот процесс происходит прямо на наших глазах. Недавняя работа, выполненная группой астрономов под руководством Энрикетты Йодис (Enrichetta Iodice), сотрудницы INAF – обсерватории Каподимонте в Неаполе (Италия) [3], по данным, полученным на телескопе ESO VST, выявила очень слабый светящийся мостик между NGC 1399 и галактикой меньшего размера NGC 1387 справа от нее. Этот мостик, прежде не регистрировавшийся (и слишком слабый, чтобы его можно было разглядеть на этом снимке), оказался несколько голубее, чем обе галактики, что говорит о том, что звезды, из которых он состоит, сформировались из газа, выброшенного из NGC 1387 под действием гравитационного притяжения NGC 1399. Несмотря на то, что прямых доказательств продолжающегося взаимодействия галактик в скоплении в Печи нет, по-видимому, NGC 1399 продолжает «питаться» веществом своих соседей.

Справа внизу на снимке видна большая спиральная галактика с перемычкой NGC 1365. Это яркий пример галактик такого типа: отчетливо выраженная перемычка проходит через центральное ядро галактики, спиральные ветви выходят из концов перемычки. NGC 1365 – не простая галактика, а сейфертовская: у нее имеется яркое активное ядро, в центре которого находится сверхмассивная черная дыра.

Этот замечательный снимок получен на VST – Обзорном телескопе (VLT Survey Telescope) в обсерватории ESO Параналь в Чили. При диаметре главного зеркала 2.6 метра VST, конечно, не может по современным меркам считаться крупным телескопом, но он специально построен для широкоугольных наблюдений больших участков неба. Его уникальной особенностью является громадное исправленное от аберраций поле зрения и 256-мегапиксельная камера OmegaCAM, тоже специально разработанная для обозрений неба. Оснащенный этой камерой, VST может с короткими экспозициями получать глубокие снимки больших участков неба, а настоящие большие телескопы, такие, как Очень Большой Телескоп ESO (VLT) потом исследуют в этих полях индивидуальные объекты во всех деталях.

[1] На снимке поместилась только центральная часть скопления Fornax.

[2] Центральная галактика скопления часто бывает и самой яркой, но в скоплении Печи ярчайшая галактика NGC 1316 расположена с краю, как раз за пределами поля, поместившегося на снимке. Она известна еще как Fornax A и является одним из самых мощных источников радиоизлучения на небе Земли. Радиоизлучение, которое регистрируется радиотелескопами,  исходит из двух огромных областей, простирающихся далеко по обе стороны от видимой части галактики, и порождается сверхмассивной черной дырой в центре галактики. Черная дыра испускает два противоположно направленных мощных потока (джета) высокоэнергетических частиц, которые, проходя сквозь разреженный газ в межгалактическом пространстве, и порождают радиоволны.

[3] Статья “The Fornax Deep Survey with VST. I. The extended and diffuse stellar halo of NGC1399 out to 192 kpc”, E. Iodice, M. Capaccioli , A. Grado , L. Limatola, M. Spavone, N.R. Napolitano, M. Paolillo, R. F. Peletier, M. Cantiello, T. Lisker, C. Wittmann, A. Venhola , M. Hilker , R. D’Abrusco, V. Pota и P. Schipani, опубликована в Astrophysical Journal.

Европейская Южная Обсерватория (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, самая продуктивная в мире астрономическая обсерватория. В ее работе участвуют 16 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция, а также Чили, предоставившая свою территорию для размещения обсерваторий ESO. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Паранал и Чахнантор. В обсерватории Паранал, самой передовой в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два широкоугольных телескопа с большим полем зрения: VISTA, который работает в инфракрасных лучах и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и Обзорный Телескоп VLT (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный для обзоров неба в видимом свете. ESO является европейским партнером крупнейшего астрономического проекта современности – системы радиотелескопов миллиметрового и субмиллиметрового диапазона ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Паранала, ESO ведет строительство E-ELT (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – 39-метрового Европейского Чрезвычайно Большого Телескопа для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет «величайшим оком человечества, устремленным в небо».