eso1616ru — Фото-релиз

Звездный орнамент

18 мая 2016 г.

На этом снимке, полученном с Очень Большим Телескопом ESO (VLT), видно, как энергия излучения ярких голубых звезд передается газу, оставшемуся неиспользованым в процессе недавнего рождения звезд. В результате образовалась удивительно красивая разноцветная туманность LHA 120-N55, состоящая из звезд, окруженных мантией светящегося газа. Изучая эти прекрасные узоры, астрономы узнают больше об условиях, существующих в местах формирования звезд.

Туманность LHA 120-N55, чаще обозначаемая как N55, представляет собой облако светящегося газа в Большом Магеллановом Облаке (LMC), галактике-спутнике Млечного Пути, лежащей на расстоянии около 163 000 световых лет от Солнца. N55 помещается внутри сверхгигантской оболочки, так называемого сверхпузыря (superbubble), обозначаемого LMC 4. Такие сверхпузыри размером в сотни световых лет образуются в результате того, что мощные звездные ветры от новорожденных звезд и ударные волны от взрывов сверхновых совместными усилиями раздувают в разные стороны большую часть газа и пыли, изначально окружавших эти звезды.

Однако, облако N55 каким-то образом сохранилось в виде небольшого газо-пылевого «кармана» -- изолированной туманности внутри сверхпузыря. С туманностью N55 связана группировка ярких бело-голубых звезд, обозначаемая LH 72 — эти звезды тоже как-то образовались спустя сотни миллионов лет после событий, которые привели к первичному раздуванию сверхпузыря. Возраст звезд LH 72 всего несколько миллионов лет, и поэтому они никак не могли играть какой-либо роли в расчистке пространства вокруг N55. Они представляют уже второе поколение звезд в этом регионе.

Недавнее рождение нового поколения звезд объясняет и впечатляющую цветовую гамму светящегося вещества, окружающего их. Интенсивное излучение ярких бело-голубых звезд отрывает электроны от атомов водорода в N55, что и приводит к характерному красноватому свечению. Находя в галактиках такое свечение, астрономы всегда считают его верным признаком активных процессов звездообразования.

Сейчас в области звездообразования N55 как будто все спокойно, но впереди большие перемены. Пройдет несколько миллионов лет, и некоторые из массивных ярких звезд в ассоциации LH 72 взорвутся как сверхновые и расшвыряют в разные стороны содержимое туманности N55. По сути, внутри сверхпузыря начнет раздуваться новый пузырь, и этот цикл звездных смертей и рождений будет продолжаться внутри близкого соседа нашей Галактики опять и опять.

Новый снимок получен при помощи приемника FORS2 (FOcal Reducer and low dispersion Spectrograph) на VLT ESO в рамках программы «Космические сокровища ESO» (ESO Cosmic Gems) – просветительской инициативы, состоящей в фотографировании на телескопах ESO в образовательных и общественно-просветительских целях интересных, загадочных или просто красивых объектов. Для выполнения программы используется время, в которое телескопы в силу разных причин не могут вести научные наблюдения. С другой стороны, все данные, полученные в рамках этой программы, могут использоваться и в научных целях и доступны астрономам через Научный архив ESO.

Европейская Южная Обсерватория (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, самая продуктивная в мире астрономическая обсерватория. В ее работе участвуют 16 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция, а также Чили, предоставившая свою территорию для размещения обсерваторий ESO. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Паранал и Чахнантор. В обсерватории Паранал, самой передовой в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два широкоугольных телескопа с большим полем зрения: VISTA, который работает в инфракрасных лучах и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и Обзорный Телескоп VLT (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный для обзоров неба в видимом свете. ESO является европейским партнером крупнейшего астрономического проекта современности – системы радиотелескопов миллиметрового и субмиллиметрового диапазона ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Паранала, ESO ведет строительство E-ELT (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – 39-метрового Европейского Чрезвычайно Большого Телескопа для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет «величайшим оком человечества, устремленным в небо».