eso1617ru — Организационный релиз

ESO заключила самый крупный в истории наземной астрономии контракт на постройку башни и механических конструкций телескопа E-ELT

25 мая 2016 г.

25 мая 2016 года в штаб-квартире ESO в Гархинге близ Мюнхена (Германия) подписан контракт с консорциумом ACe Consortium, в состав которого входят компании Astaldi, Cimolai и номинированный субподрядчик EIE Group, на строительство башни, купола и механических конструкций сверхтелескопа E-ELT (European Extremely Large Telescope). Это самый крупный контракт из всех, когда-либо заключавшихся ESO и вообще в наземной астрономии. На церемонии впервые обнародован проект конструкции E-ELT. Теперь путь к началу строительства башни и самого телескопа открыт.

Европейский Чрезвычайно Большой Телескоп (E-ELT) с диаметром главного зеркала 39 метров станет самым большим телескопом оптического и ближнего инфракрасного диапазона в мире: поистине «величайшим оком человечества, обращенным в небо». Он будет установлен в северном Чили, в уже подготовленном для его сооружения месте.

Контракт на строительство башни и купола телескопа, а также его механических конструкций, подписан Генеральным директором ESO Тимом де Зеу (Tim de Zeeuw), главой компании Astaldi Паоло Астальди (Paolo Astaldi) и президентом компании Cimolai Луиджи Чимолаи (Luigi Cimolai). В ESO с радостью приветствовали прибывших на церемонию министра образования, университетов и научных исследований Стефанию Джаннини (H.E. Stefania Giannini), Генерального консула Италии в Мюнхене Ренато Чьянфарани (Renato Cianfarani), президента Совета ESO Патрика Роше (Patrick Roche), делегатов Совета ESO от Италии Николо Д’Амико (Nicolò D’Amico), являющегося также Президентом INAF, и Маттео Пардо (Matteo Pardo), атташе по науке посольства Италии в Берлине. Присутствовали также Президент EIE Джанпьетро Маркьори (Gianpietro Marchiori) и другие гости и представители Консорциума.

Контракт предусматривает проектирование, изготовление, транспортировку, строительство, окончательную сборку и тестирование башни, купола и механических конструкций телескопа. Приблизительная сумма контракта составляет 400 миллионов евро, что делает его самым крупным в истории ESO и всей наземной астрономии.

Создание башни, купола и механических конструкций E-ELT будет означать прорыв в телескопостроении. Контракт предусматривает строительство не только циклопического вращающегося купола диаметром 85 метров общей массой около 5000 тонн, но также монтировки телескопа и конструкции трубы, общая подвижная масса которых превысит 3000 тонн. Обе эти механические конструкции будут намного превосходить по размерам все аналогичные структуры современных наземных телескопов. Башня будет почти 80 метров высотой, а площадь под ней будет сравнима с площадью футбольного поля.

Телескоп E-ELT строится на Серро Армазонес, 3000-метровом пике примерно в 20 километрах от обсерватории ESO на горе Параналь. Уже построено шоссе, ведущее к будущей обсерватории, и проведено выравнивание площадки под строительство башни телескопа, которое должно начаться в 2017 году.

Тим де Зеу, Генеральный директор ESO, сказал: "Сегодня мы просто не можем себе представить, какие грандиозные открытия будут сделаны с E-ELT. Они заставят людей во всем мире задуматься о роли науки и техники, о нашем месте во Вселенной. Документы, которые мы подписали сегодня – залог того, что E-ELT действительно будет построен к 2024 году."

Паоло Астальди, глава компании «Астальди», добавил: Это поистине проект будущего, как в отношении его роли в развитии астрономии, так и в области строительства и техники. Компания «Astaldi» и наши партнеры, Cimolai и EIE Group, гордятся тем, что именно они были выбраны ESO для того, чтоы претворить ее дерзновенные планы в действительность. Компания «Astaldi» известна совершенством своих технических решений, качеством строительных работ и высоким уровнем исполнительской дисциплины, и мы приложим все усилия, чтобы этот проект осуществился. Я очень взволнован тем, что мне выпало подписать контракт столь эпохального научного значения.”

Луиджи Чимолаи, президент компании Cimolai, сказал: Мы благодарны за оказанную нам честь, за то, что нашей компании предоставлена возможность участвовать в этом грандиозном астрономическом проекте. Для Европейского Чрезвычайно Большого Телескопа понадобится высочайшая степень технического и строительного совершенства, и я уверен, что эта работа повысит наши возможности разрабатывать все более сложные проекты.”

Тем временем на повестку дня быстро выдвигаются все новые и новые аспекты строительства E-ELT. ESO уже подписала контракты на строительство приемников нового поколения MICADOHARMONI и METIS, а также системы адаптивной оптики MAORY для E-ELT. В ближайшем будущем ожидается подписание контракта на создание гигантского вторичного зеркала телескопа.

Светособирающая поверхность E-ELT будет больше, чем у всех существующих сейчас  оптических телескопов вместе взятых, а его система адаптивной оптики обеспечит примерно в 15 раз большее разрешение и четкость изображения, чем реализует на тех же длинах волн Космический телескоп Хаббла  NASA/ESA. Новый телескоп обещает открыть многочисленные дополнительные возможности технческого развития, обмена технологиями и заключения новых и новых контрактов. Подписанный контракт свидетельствует о том, что E-ELT может стать двигателем экономического развития, предоставляя компаниям Стран-участниц ESO возможность участвовать в грандиозных технических проектах на международном уровне.

Европейская Южная Обсерватория (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, самая продуктивная в мире астрономическая обсерватория. В ее работе участвуют 16 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция, а также Чили, предоставившая свою территорию для размещения обсерваторий ESO. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Паранал и Чахнантор. В обсерватории Паранал, самой передовой в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два широкоугольных телескопа с большим полем зрения: VISTA, который работает в инфракрасных лучах и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и Обзорный Телескоп VLT (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный для обзоров неба в видимом свете. ESO является европейским партнером крупнейшего астрономического проекта современности – системы радиотелескопов миллиметрового и субмиллиметрового диапазона ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Паранала, ESO ведет строительство E-ELT (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – 39-метрового Европейского Чрезвычайно Большого Телескопа для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет «величайшим оком человечества, устремленным в небо».