eso1621ru — Научный релиз

Неожиданный избыток гигантских планет в звездном скоплении

17 июня 2016 г.

Международная группа астрономов обнаружила, что в звездном скоплении Мессье 67 имеется гораздо больше планет типа «горячий Юпитер», чем ожидалось. Этот неожиданный результат был получен в результате наблюдений на большом числе телескопов и приемников, в том числе со спектрографом HARPS в обсерватории ESO Ла Силья в Чили. Избыток « горячих Юпитеров» в скоплении может объясняться тем, что звезды там расположены гораздо теснее и планетные системы соседних звезд могут взаимодействовать друг с другом.

Группа ученых из Чили, Бразилии и Европы под руководством Роберто Салья (Roberto Saglia) из Института внеземной физики Макса Планка в Гархинге (Германия) и Луки Паскини (Luca Pasquini) из ESO несколько лет занималась сбором высокоточных наблюдений 88 звезд в скоплении Messier 67 [1]. Это рассеянное звездное скопление примерно одного возраста с Солнцем; считается, что Солнечная система сформировалась при той же плотности звезд в пространстве, которая наблюдается в этом скоплении [2].

Астрономы использовали для наблюдений приемник HARPS и другие инструменты [3]. Они искали признаки существования гигантских планет с короткопериодическими орбитами: характерные периодические смещения звезд, вызванные присутствием массивного объекта на очень близкой к звезде орбите. Такие экзопланеты называются «горячими Юпитерами». В результате признаки наличия «горячих Юпитеров» были найдены у трех звезд скопления, вдобавок к более ранним обнаружениям других экзопланет в этом скоплении.

«Горячий Юпитер» -- гигантская экзопланета с массой более трети массы Юпитера. “Горячими” они называются потому, что расположены очень близко от своих материнских звезд, о чем свидетельствуют их периоды обращения (их “год”), продолжающийся меньше десяти дней. Это очень сильно отличает их от того Юпитера, который мы знаем в нашей Солнечной системе – на нем год длится примерно 12 земных лет и температура гораздо ниже, чем на Земле [4].

Мы хотим использовать рассеянное звездное скопление как лабораторию для изучения свойств экзопланет и тестирования теорий образования планет”, -- объясняет Роберто Салья. “В этом случае мы наблюдаем не только большое количество звезд, у которых, возможно, есть планеты, но и плотно заполненное звездами окружение, в котором они, по всей видимости, образовались”.

Исследователи установили, что «горячие Юпитеры» встречаются у звезд из Мессье 67 чаще, чем у звезд вне скопления. “Это поистине поразительный результат”, -- говорит Анна Брукаласси (Anna Brucalassi), занимавшаяся анализом наблюдений. “«Горячие Юпитеры» имеются у примерно 5% звезд, исследованных в Messier 67, а аналогичные измерения для звезд, не входящих в скопления, дают всего 1%.”

Астрономы считают очень маловероятным, что экзотические планеты-гиганты образовались там же, где мы их теперь видим: в столь тесном соседстве с материнской звездой условия для формирования юпитероподобных планет крайне неподходящие. Скорее всего, они появились гораздо дальше от своей звезды, как и Юпитер в Солнечной системе, но затем почему-то придвинулись к материнской звезде совсем близко и из далеких и холодных гигантов стали горячими. Вопрос только один: что же заставило их мигрировать?

На этот вопрос предложено много возможных ответов. По мнению авторов данной работы, наиболее вероятный механизм миграции гигантов – это тесные взаимодействия с соседними звездами, или даже с планетами соседних планетных систем. Тогда получается, что непосредственное окружение планетной системы может очень серьезно повлиять на ее эволюцию.

В таком скоплении, как Мессье 67, где расстояния между звездами гораздо меньше среднего, столкновения должны происходить гораздо чаще, чем в среднем, что и могло бы объяснить большое число находимых здесь «горячих Юпитеров».

Соавтор и один из руководителей работы Лука Паскини из ESO подводит итог новейшей истории изучения планет в скоплениях: “Первые «горячие Юпитеры» были зарегистрированы в рассеянных скоплениях лишь несколько лет назад. И вот всего за три года парадигма изменилась кардинально: от полного отсутствия планет — к их избытку!

[1] В исходной выборке из 88 звезд некоторые оказались двойными, или не подошли для настоящего исследования по другим причинам. В статье рассматривается подвыборка из 66 звезд.

[2] Хотя скопление Messier 67 еще представляет собой единый объект, скопление, к которому, возможно, на заре своего существования принадлежало Солнце, могло давно уже рассеяться в пространстве, оставив Солнце в одиночестве.

[3] Были также использованы спектры, полученные с Спектрографом высокого разрешения на телескопе Хобби-Эберли (Hobby-Eberly) в Техасе (США).

[4] Самая первая экзопланета, найденная у солнцеподобной звезды, 51 Pegasi b, тоже является «горячим Юпитером». В то время это было крайне неожиданно: многие астрономы полагали, что другие планетные системы должны быть похожи на Солнечную, в которой более массивные планеты находятся далеко от материнской звезды.

Результаты работы представлены в статье “Search for giant planets in M67 III: excess of hot Jupiters in dense open clusters”, A. Brucalassi b lh., которая публикуется в журнале Astronomy & Astrophysics.

Состав исследовательской группы: A. Brucalassi (Max-Planck-Institut für extraterrestrische Physik, Garching, Germany; University Observatory Munich, Germany), L. Pasquini (ESO, Garching, Germany), R. Saglia (Max-Planck-Institut für extraterrestrische Physik, Garching, Germany; University Observatory Munich, Germany), M.T. Ruiz (Universidad de Chile, Santiago, Chile), P. Bonifacio (GEPI, Observatoire de Paris, CNRS, Univ. Paris Diderot, Meudon, France), I. Leão (ESO, Garching, Germany; Universidade Federal do Rio Grande do Norte, Natal, Brazil), B.L. Canto Martins (Universidade Federal do Rio Grande do Norte, Natal, Brazil), J.R. de Medeiros (Universidade Federal do Rio Grande do Norte, Natal, Brazil), L. R. Bedin (INAF-Osservatorio Astronomico di Padova, Padova, Italy) , K. Biazzo (INAF-Osservatorio Astronomico di Catania, Catania, Italy), C. Melo (ESO, Santiago, Chile), C. Lovis (Observatoire de Geneve, Sauverny, Switzerland) и S. Randich (INAF-Osservatorio Astrofisico di Arcetri, Firenze, Italy).