eso1623ru — Фото-релиз

Юпитер ждет прибытия Юноны

Великолепные снимки Юпитера получены на VLT всего за несколько дней до прибытия туда космического корабля «Юнона»

27 июня 2016 г.

Готовясь к скорому прибытию космического корабля NASA «Юнона» к Юпитеру, астрономы воспользовались Очень Большим Телескопом ESO, чтобы получить новые изображения планеты-гиганта в инфракрасных лучах. Эта работа выполнена в рамках кампании по составлению карт Юпитера с высоким разрешением. Данные будут использованы, чтобы помочь миссии «Юноны», которая займет ближайшие несколько месяцев и поможет нам лучше понять, как устроен самый большой газовый гигант в Солнечной системе.

На Национальном астрономическом съезде Британского Королевского астрономического общества в Ноттингеме группа астрономов под руководством Ли Флетчера (Leigh Fletcher) из Лестерского университета в Великобритании представляет новые снимки Юпитера, полученные с приемником VISIR на Очень Большом Телескопе ESO в рамках кампании по углубленному исследованию атмосферы Юпитера в преддверии прибытия к Юпитеру в июле нынешнего года космической миссии NASA «Юнона» [1] .

В кампании задействованы несколько крупных телескопов на Гавайях и в Чили. Вносят свой вклад и астрономы-любители со всего мира. Получаемые карты не только дают детальные изображения планеты, но и позволяют проследить смещения и изменения в атмосфере Юпитера за месяцы, предшествующие прибытию космического аппарата Юнона.

«Юнона» была запущена в 2011 году и пролетела уже почти 3000 миллиона километров в направлении Юпитера и системы его спутников. Аппаратура на борту станции свободна от ограничений, накладываемых на наземные телескопы, поэтому может показаться странным, что кампании с использованием наземной наблюдательной техники придается столь большое значение.

Ли Флетчер объясняет значение наземных исследований для предстоящей работы миссии «Юнона» так: “Эти карты помогут подготовить почву для «Юноны»: наблюдения на различных длинах волн в инфракрасном диапазоне спектра позволяют нам составить трехмерную картину переноса энергии и вещества из внутренних слоев атмосферы во внешние”.

Получение четких изображений сквозь постоянно колеблющуюся атмосферу Земли -- одна из наиболее важных и трудных задач, стоящих перед наземными телескопами. Заглянуть внутрь атмосферы Юпитера, тоже турбулентной, наполненной холодными газовыми облаками, стало возможно благодаря особой методике «удачного кадра» (lucky imaging). С приемником VISIR были получены последовательности из тысяч очень коротких индивидуальных экспозиций Юпитера; из них были отобраны отдельные удачные кадры, наименее искаженные атмосферной турбуленцией, и уже из этих кадров комбинировались наложением окончательные детальные изображения с высоким разрешением, такие, как представленное здесь фото.

Гленн Ортон (Glenn Orton), руководитель наземной кампании поддержки миссии «Юнона», тоже поясняет, почему эти подготовительные наземные наблюдения имеют большое значение: “За последние восемь месяцев объединенные усилия международного сообщества любителей астрономии и профессионалов обеспечили нас невероятно обширной базой данных. В сочетании с новыми результатами, ожидаемыми с борта «Юноны», данные приемника VISIR позволят исследователям описать глобальную тепловую структуру Юпитера, его облачный покров и распределение газообразных химических компонентов”.

Миссия «Юнона» обещает принести нам множество новых и с нетерпением ожидаемых сведений о Юпитере. Но не забудем, что дорога к этому успеху прокладывается наземными наблюдениями, о которых рассказано выше.

[1] Космический аппарат «Юнона» назван в честь мифологической богини, жены бога Юпитера. Как и одноименная планета-гигант, бог Юпитер окутывался облаками, когда хотел что-то скрыть, и только Юнона была способна разглядеть истину сквозь этот облачный покров.