eso1625ru — Научный релиз

Взгляд вглубь Ориона

Инфракрасные снимки на телескопе VLT неожиданно выявили множество маломассивных объектов

12 июля 2016 г.

С инфракрасным приемником ESO HAWK-I, установленным на Очень Большом Телескопе (VLT) в Чили, получены самые глубокие на сегодня снимки центральной части туманности Ориона. На них выявлено примерно вдесятеро больше коричневых карликов и изолированных объектов планетной массы, чем было известно раньше. Это открытие ставит под вопрос общераспространенный сценарий звездообразования в Орионе.

Международная группа ученых использовала мощный инфракрасный приемник HAWK-I, смонтированный на Очень Большом Телескопе ESO (VLT), для получения самых больших по проницающей силе и богатству информации снимков Туманности Ориона [1]. На великолепных снимках обнаружено огромное количество слабых коричневых карликов и изолированных объектов планетных масс. Присутствие этих маломассивных тел позволяет понять закономерности звездообразования в туманности.

Знаменитая Туманность Ориона простирается примерно на 24 световых года. С Земли она видна невооруженным глазом в виде туманного пятна в созвездии Ориона, в районе «меча». Как и некоторые другие туманности, туманность в Орионе испытывает воздействие мощного ультрафиолетового излучения большого числа родившихся в ней горячих звезд; в результате газ в туманности ионизуется и начинает ярко светиться.

Относительная близость Туманности Ориона [2] делает ее идеальной лабораторией для понимания процессов звездообразования, для определения количества образующихся звезд разных масс.

Амелия Байо (Amelia Bayo) из университета Вальпараисо в Чили и Института астрономии Макса Планка в Кёнигштуле (Германия), соавтор новой работы и член исследовательской группы, так объясняет важность выполненных наблюдений: "Знать, сколько маломассивных объектов имеется в Туманности Ориона очень важно для выбора правильного варианта теории звездообразования. Теперь мы понимаем, что механизм образования объектов очень малых масс определяется средой, в которой они формируются".

Новые наблюдения произвели настоящий фурор – они неожиданно выявили огромное число очень маломассивных объектов, гораздо большее, чем в других более близких и менее активных областях звездообразования.

Чтобы понять закономерности процессов образования звезд, астрономы подсчитывают, сколько объектов различной массы образуется в таких областях, как Туманность Ориона [3]. До описываемых наблюдений самое большое число объектов приходилось на массы около четверти солнечной. Открытие в Туманности Ориона множества гораздо меньших по массе объектов привело к тому, что на кривой распределения масс  теперь появился второй максимум.

Это может означать, что объекты планетного размера вообще могут оказаться гораздо более многочисленными, чем принято считать. Пока еще не существует технической возможности наблюдать такие объекты в больших масштабах, но это станет одной из задач будущего Европейского Чрезвычайно Большого Телескопа (E-ELT), который, как планируется, начнет работу в 2024 году.

Ведущий автор работы Хольгер Драсс (Holger Drass), сотрудник Астрономического института Рурского университета в Бохуме (Германия) и Папского католического университета Чили в Сантьяго (Чили), полон энтузиазма: “Мне представляется, что наши результаты предвосхищают наступление новой эры в науке об образовании планет и звезд. Обнаружение на пределе чувствительности современной аппаратуры огромного числа свободно путешествующих в космосе планет позволяет мне надеяться, что с E-ELT мы откроем множество еще меньших планет размером с Землю”.

[1] Такие туманности, как знаменитый объект в Орионе, называются еще областями H II, так как содержат большое количество ионизованного водорода. Эти гигантские облака межзвездного газа и являются во Вселенной теми местами, где образуются звезды.

[2] Оценка расстояния до Туманности Ориона -- 1350 световых лет.

[3] Эта информация используется для построения так называемой начальной функции масс (Initial Mass Function -- IMF), которая определяет долю звезд той или иной массы в общем числе новорожденных звезд. Знание этого распределения позволяет понять механизм происхождения звездных населений. Таким образом, точное определение IMF и построение ее теоретического объяснения имеет фундаментальное значение для исследования процессов звездообразования.

Результаты исследования представлены в статье “The bimodal initial mass function in the Orion Nebula Cloud”, H. Drass и др., которая публикуется в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Состав исследовательской группы: H. Drass (Astronomisches Institut, Ruhr-Universität Bochum, Bochum, Germany; Pontificia Universidad Católica de Chile, Santiago, Chile), M. Haas (Astronomisches Institut, Ruhr-Universität Bochum, Bochum, Germany), R. Chini (Astronomisches Institut, Ruhr-Universität Bochum, Bochum, Germany; Universidad Católica del Norte, Antofagasta, Chile), A. Bayo (Universidad de Valparaíso, Valparaíso, Chile; Max-Planck Institut für Astronomie, Königstuhl, Germany) , M. Hackstein (Astronomisches Institut, Ruhr-Universität Bochum, Bochum, Germany), V. Hoffmeister (Astronomisches Institut, Ruhr-Universität Bochum, Bochum, Germany), N. Godoy (Universidad de Valparaíso, Valparaíso, Chile) и N. Vogt (Universidad de Valparaíso, Valparaíso, Chile).