eso1628ru — Фото-релиз

Звездная лаборатория в Стрельце

10 августа 2016 г.

Небольшая кучка ярких голубых звезд в верхнем левом углу этого гигантского 615-мегапиксельного снимка, полученного в ESO – идеальная космическая лаборатория для исследования жизни и гибели звезд. Звезды этого скопления, известного как Мессье 18, образовались вместе из одного массивного газо-пылевого облака. Снимок, на котором также видны красноватые облака светящегося водорода и темные пылевые волокна, получен на Обзорном телескопе VST (VLT Survey Telescope) в обсерватории ESO на горе Параналь в Чили.

Скопление Messier 18 открыл и каталогизировал в 1764 году Шарль Мессье (Charles Messier), по имени которого и называются теперь объекты этого каталога, первоначально составленного в процессе поиска кометообразных тел [1]. Скопление находится в Млечном Пути, в созвездии Стрельца, примерно в 4600 световых годах от нас, и состоит из большого числа звезд одного семейства, связанных силами гравитации. Такие звездные группы называются открытыми или рассеянными скоплениями.

В Млечном Пути более тысячи таких скоплений разного размера и возраста. Их изучение помогает астрономам понять, как звезды рождаются, эволюционируют и умирают. Главная особенность рассеянного скопления состоит в том, что все входящие в него звезды образовались вместе из одного и того же материала.

Голубой и белый цвет звездного населения Мессье 18 говорит о том, что эти звезды очень молоды -- вероятно, им всего около 30 миллионов лет. Принадлежность к одному и тому же «семейству» означает, что различия между этими звездами обусловлены только различием их масс, а не разными расстояниями от Земли и не разным химическим составом. Именно поэтому исследование скоплений так помогает астрономам в разработке и тестировании теорий образования и эволюции звезд.

Сейчас астрономы знают, что большинство звезд образуется группами, каждая из которых формируется в недрах гигантского газового облака, которое сжимается под действием собственной тяжести. Оставшиеся после этого процесса газ и пыль образуют молекулярное облако, в которое погружены новорожденные звезды и которое они «раздувают» в разные стороны своим мощным звездным ветром. Расширение облака приводит к тому, что гравитационные связи между звездами ослабевают и с течением времени звезды семейства – такого, как на этом снимке – зачастую расходятся в разные стороны и начинают вести полностью самостоятельную жизнь в Галактике. Этому способствуют и гравитационные взаимодействия звезд скопления друг с другом и с находящимися в нем массивными газовыми облаками. Наше Солнце тоже, скорее всего, когда-то было частью скопления, похожего на Messier 18, которое постепенно рассеялось в пространстве Млечного Пути.

Темные полосы, змеящиеся на изображении – это волокна космической пыли, загораживающие свет расположенных за ними звезд. Контрастные слабо светящиеся красноватым светом облака между звездами туманности состоят из ионизованного водорода. Газ светится потому, что молодые и очень горячие звезды освещают его интенсивным ультрафиолетовым излучением, которое отрывает электроны от атомов газа; эти электроны и порождают видимое на снимке свечение. Вещество, из которого состоят облака, возможно, когда-нибудь тоже подвергнется конденсации и сжатию, что приведет к появлению во Вселенной еще одного семейства звезд — этот процесс может продолжаться неопределенно долгое время (eso1535).

Это гигантское изображение размером 30 577 x 20 108 пиксель получено с камерой OmegaCAM, смонтированной на телескопе VST (VLT Survey Telescope) в обсервтаории ESO на горе Параналь в Чили.

[1] Мессье 18 также содержится в New General Catalogue под номером NGC 6613.