Kids

eso1630ru — Научный релиз

Астрономы открыли редкий реликтовый объект в Млечном Пути

7 сентября 2016 г.

Международная группа астрономов, используя Очень Большой Телескоп ESO и другие инструменты, открыла в Млечном Пути «ископаемый» реликтовый объект, сохранившийся с самой ранней эпохи существования нашей Галактики. Эта звездная система, напоминающая шаровое скопление и в то же время не похожая ни на одно из них, содержит звезды, очень отличающиеся друг от друга по возрасту, некоторые из которых необыкновенно схожи с самыми древними светилами Млечного Пути. Открытие помогает закрыть пробелы в понимании связи между прошлым и настоящим нашей Галактики.

Объект Terzan 5, находящийся на расстоянии в 19 000 световых лет от Земли в созвездии Стрельца (Sagittarius) в направлении галактического центра, в течение сорока с лишним лет с момента его открытия классифицировался как шаровое скопление. Теперь группа астрономов во главе с Франческо Ферраро (Francesco Ferraro) из университета Болоньи выяснила, что скопление Terzan 5 ни на одно из известных шаровых скоплений не похоже.

Группа проанализировала данные, полученные с приемником Multi-conjugate Adaptive Optics Demonstrator [1] на Очень Большом Телескопе, а также наблюдения, выполненные на ряде других наземных и космических телескопов [2], и получила убедительные доказательства того, что в скоплении Terzan 5 имеются два совершенно разных типа звезд, не только отличающихся своим химическим составом, но и разделенных по возрасту промежутком примерно в 7 миллиардов лет [3].

Возраст этих двух звездных населений говорит о том, что процесс звездообразования в Terzan 5 не был непрерывным, а происходил в виде двух вспышек. “Для этого было необходимо, чтобы в первичном скоплении Terzan 5 имелось много газа – достаточно много для появления второго поколения звезд. Первоначальная масса скопления оценивается как минимум в 100 миллионов Солнц”, -- объясняет Давид Массари (Davide Massari), соавтор работы из института INAF (Италия) и Гронингенского университета (Нидерланды).

Столь необычные свойства сделали Terzan 5 идеальным кандидатом в «ископаемые» свидетели первых дней Млечного Пути. Согласно современным теориям образования галактик взаимодействие между гигантскими облаками, состоящими из газа и звезд, процессы их слияния и рассиевания привели к образованию первичного «балджа» Млечного Пути.

Мы думаем, что какие-то остатки этих газовых масс могли остаться относительно неразрушенными и сохранились в Галактике до наших дней”, -- говорит Франческо Ферраро (Италия), руководитель работы. “Такие реликты позволяют астрономам реконструировать важную часть истории Млечного Пути”.

Свойства Terzan 5 необычны для шаровых скоплений, однако, они очень близки свойствам звездного населения галактического балджа, центральной области Млечного Пути, плотно заполненной звездами. Это сходство и может указывать на реликтовую природу Terzan 5, на то, что этот объект представляет собой в законсервированном виде один из самых ранних «строительных блоков» нашей Галактики.

Такое предположение усиливается еще и оценкой исходной массы Terzan 5, необходимой для того, чтобы в скоплении могло образоваться два звездных населения. Эта масса близка к массе гигантского облака, из которых, как считается, примерно 12 миллиардов лет назад и образовался галактический балдж. Скоплению Terzan 5 каким-то образом удалось сохраниться, избежать разрушения за миллиарды лет, и донести до нас информацию о далеком прошлом Галактики.

По некоторым своим параметрам Terzan 5 очень напоминает гигантские облака, которые мы наблюдаем в областях звездообразования галактик с большими красными смещениями. Это наводит на мысль, что в ближней и дальней Вселенной в этоху образования галактик происходят похожие процессы конденсации“, -- продолжает Ферраро.

Таким образом, это открытие прокладывает путь к более глубокому и полному пониманию процессов формирования галактик. “Terzan 5, свидетель образования галактического балджа, перекидывает «мостик» между ближней и дальней Вселенной”, -- комментирует важность полученного результата Ферраро.

[1] Устройство MAD (Multi-Conjugate Adaptive Optics Demonstrator) – прототип многосвязной сисемы адаптивной оптики, демонстрирующее возможность применения методов реконструкции изображений MCAO в рамках концепции E-ELT и второго поколения приемников VLT.

[2] Исследователи также использовали данные, полученные с широкоугольной камерой Wide Field Camera 3 на Космическом телескопе Хаббла NASA/ESA и с инфракрасной камерой второго поколения Near Infrared Camera на телескопе Кека.

[3] Возраст двух зарегистрированных звездных населений составляет 12 и 4.5 миллиардов лет.

Результаты исследования представлены в статье “The age of the young bulge-like population in the stellar system Terzan 5: linking the Galactic bulge to the high-z Universe”, которая публикуется в The Astrophysical Journal.

Состав исследовательской группы: F. R. Ferraro (Dipartimento di Fisica e Astronomia, Università degli Studi di Bologna, Italy) , D. Massari (INAF - Osservatorio Astronomico di Bologna, Italy & Kapteyn Astronomical Institute, University of Groningen, Netherlands), E. Dalessandro (Dipartimento di Fisica e Astronomia, Università degli Studi di Bologna, Italy; INAF - Osservatorio Astronomico di Bologna, Italy) , B. Lanzoni (Dipartimento di Fisica e Astronomia, Università degli Studi di Bologna, Italy), L. Origlia (INAF - Osservatorio Astronomico di Bologna, Italy; Kapteyn Astronomical Institute, University of Groningen, Netherlands ), R. M. Rich (Department of Physics and Astronomy, University of California, Los Angeles, USA) и A. Mucciarelli (Dipartimento di Fisica e Astronomia, Università degli Studi di Bologna, Italy).