eso1636ru — Научный релиз

Древнее сердце Млечного Пути

VISTA находит остатки реликтового шарового звездного скопления

12 октября 2016 г.

Очень старые звезды, так называемые «звезды типа RR Лиры», впервые обнаружены в центре Млечного Пути с инфракрасным телескопом ESO VISTA. Звездам типа RR Лиры более 10 миллиардов лет – это одно из самых древних звездных населений. Их открытие позволяет предположить, что галактический балдж – сферическое звездное облако в центральной зоне Млечного Пути – вероятно, образовался путем слияния древних звездных скоплений. Обнаруженные звезды могут оказаться остатками самого старого и массивного из всех скоплений нашей Галактики со времени ее образования.

Группа исследователей под руководством Данте Миннити (Dante Minniti) из Университета Андреса Белло в Сантьяго, Чили и Родриго Контрераса (Rodrigo Contreras) из Папского католического университета Чили в Сантьяго выполнили на обзорном телескопе инфракрасного диапазона VISTA детальные наблюдения центральной части Млечного Пути в рамках проводимого в ESO обзора переменных звезд Variables in the Via Lactea (VVV), данные которого открыты для мирового астрономического сообщества. Благодаря работе в инфракрасной области спектра, в которой меньше, чем в видимых лучах, сказывается влияние космической пыли, а также благодаря великолепным астроклиматическим условиям обсерватории ESO Параналь, ученым удалось получить более высококачественные, чем когда-либо ранее, изображения этой области Галактики и открыть реликтовые звезды типа RR Лиры в самом сердце Млечного Пути.

Центр Млечного Пути, как и центральные области других галактик, имеет очень высокую плотность звездного населения. В своей Галактике мы, естественно, можем изучать эту область в гораздо больших подробностях. Нынешнее открытие в ней звезд типа RR Лиры является важнейшим свидетельством, которое позволяет астрономам сделать выбор между двумя альтернативными теориями образования так называемых балджей.

Обычно звезды типа RR Лиры находят в плотных шаровых скоплениях. Это переменные звезды, яркость которых периодически меняется по определенному закону. Наблюдая длительность этих циклов переменности в сопоставлении с яркостью звезды, астрономы могут вычислить расстояние до нее [1].

К несчастью, эти великолепные индикаторы космических расстояний часто бывает трудно наблюдать из-за соседства более ярких молодых звезд, а в некоторых областях они бывают скрыты пылевыми массами. Именно по этой причине обнаружить звезды типа RR Лиры в крайне густонаселенных центральных районах Млечного Пути было невозможно. Путь к этому открылся только с началом работ по выполнению обзора VVV в инфракрасных лучах, но даже и после этого исследователи характеризовали проблему поиска звезд типа RR Лиры в полях, переполненных более яркими звездами, как «труднейшую задачу».

Работа наблюдателей увенчалась успехом – было идентифицировано около десятка звезд типа RR Лиры. Это открытие указывает на существование в центре балджа Млечного Пути остатков древнего шарового скопления.

Вот что говорит Родриго Контрерас: “Наше открытие звезд типа RR Лиры в центре Млечного Пути очень важно для понимания механизма образования галактических ядер. Это аргумент в пользу сценария, согласно которому балдж первоначально образовался из нескольких слившихся шаровых скоплений.”

С теорией образования галактических балджей посредством слияния шаровых скоплений конкурирует другой механизм: быстрая газовая аккреция. Обнаружение переменных типа RR Лиры (почти всегда связанных именно с шаровыми скоплениями) является очень сильным аргументом в пользу механизма слияния. Возможно, что это универсальный механизм образования балджей и в других галактиках.

Открытые звезды интересны не только тем, что дают возможность выбрать модель галактической эволюции. Они, к тому же, имеют огромный возраст – более 10 миллиардов лет! Эти слабые, но тщательно разыскиваемые звезды дошли до нас из недр самых старых и массивных первичных звездных скоплений Млечного Пути.

[1] Звезды типа RR Лиры, так же, как другие пульсирующие переменные звезды -- цефеиды, подчиняются простому соотношению между периодом циклического изменения их блеска и их светимостью. Чем больше период переменности, тем звезда ярче. Это соотношение можно использовать для определения расстояния до звезды – достаточно измерить ее период переменности и сравнить с видимым блеском.

Результаты исследования представлены в статье, которая публикуется в The Astrophysical Journal Letters.

Состав исследовательской группы: D. Minniti (Instituto Milenio de Astrofísica, Santiago, Chile; Departamento de Física, Universidad Andrés Bello, Santiago, Chile; Vatican Observatory, Vatican City State, Italy), R.C. Ramos (Instituto Milenio de Astrofísica, Santiago, Chile;  Pontificia Universidad Católica de Chile, Instituto de Astrofísica, Santiago, Chile), M. Zoccali (Instituto Milenio de Astrofísica, Santiago, Chile;  Pontificia Universidad Católica de Chile, Instituto de Astrofísica, Santiago, Chile), M. Rejkuba (European Southern Observatory, Garching bei Muenchen, Germany; Excellence Cluster Universe, Garching, Germany), O.A. Gonzalez (UK Astronomy Technology Центр, Royal Observatory, Edinburgh, UK), E. Valenti (European Southern Observatory, Garching bei München, Germany), F. Gran (Instituto Milenio de Astrofísica, Santiago, Chile;  Pontificia Universidad Católica de Chile, Instituto de Astrofísica, Santiago, Chile)