eso1637ru — Научный релиз

Получен снимок Эты Киля с рекордным разрешением

Интерферометр VLT зарегистрировал в знаменитой массивной двойной системе бушующие звездные ветры

19 октября 2016 г.

Международная группа астрономов с помощью Очень Большого Телескопа-Интерферометра получила изображение звездной системы Эта Киля с беспрецедентно высоким разрешением. В двойной системе найдены необычные детали, в том числе область между ее компонентами, в которой с огромной скоростью сталкиваются звездные ветры. Новые находки в загадочной системе позволят лучше понять эволюцию очень массивных звезд.

Группа астрономов под руководством Герда Вайгельта (Gerd Weigelt) из Института радиоастрономии Макса Планка (MPIfR) в Бонне получила на Очень Большом Телескопе Интерферометре (VLTI) в обсерватории ESO Параналь уникальное изображение звездной системы Эта Киля (Eta Carinae) в Туманности Киля (Carina Nebula).

Эта колоссальная двойная звезда сстоит из двух массивных звезд, обращающихся вокруг общего центра тяжести. Она очень активна и выбрасывает в пространство звездные ветры со скоростью до десяти миллионов километров в час [1]. Зона между звездами – компонентами системы, в которой ветры от каждой из них сталкиваются, очень турбулентна, но до сих пор была недоступна для исследования.

Невероятная энергия, выделяющаяся в Эте Киля, приводит к масштабным явлениям. В 1830-х в системе наблюдалось “Великое извержение”, которое, как мы теперь знаем, было вызвано кратковременным выбросом из большего компонента гигантского количества газа и пыли. Это привело к появлению новой Туманности Гомункулус (Homunculus Nebula), видимой и сейчас. Столкновение несущихся с огромными скоростями навстречу друг другу звездных ветров создает температуры порядка миллионов градусов и интенсивное гамма-излучение.

Центральная область туманности, в которой происходит столкновение ветров, настолько мала — в тысячу раз меньше Туманности Гомункулус — что ни космические, ни наземные телескопы до сих пор не могли получить ее детального изображения. Группа Вайгельта впервые добилась успеха в решении этой труднейшей наблюдательной проблемы при помощи интерферометра VLTI и установленного на нем приемника AMBER. Комбинация в режиме интерферометрии трех из четырех Вспомогательных телескопов VLT позволила получить десятикратный выигрыш в разрешающей силе по сравнению с отдельно взятым «юнитом» -- основным телескопом VLT. В результате было получено самое детальное из всех существующих изображений системы и сделаны неожиданные выводы о ее внутреннем строении.

На новом снимке, сделанном на VLTI, в области между двумя компонентами Эты Киля, там, где звездный ветер, несущийся от меньшей и более горячей из двух звезд, сталкивается с более плотным ветром от большей из звезд пары, ясно вырисовывается неожиданная веерообразная структура.

Наша мечта сбылась – мы получили исключительно четкие изображения двойной в инфракрасном свете. VLTI дал нам уникальную возможность углубить наше понимание физики процессов, происходящих в системе Eta Carinae и во многих других объектах,” – говорит Герд Вайгельт.

Изображение было дополнено спектральными наблюдениями зоны столкновения ветров, которые позволили измерить их скорости [2]. На основе этих данных астрономы построили более точные, чем прежде, компьютерные модели внутреннего строения удивительной двойной, которые позволяют понять, как входящие в нее сверхмассивные звезды теряют вещество в процессе своего развития.

Член исследовательской группы Дитер Шертль (Dieter Schertl, MPIfR) ждет новых открытий: “Новые приемники VLTI GRAVITY и MATISSE позволят нам получать интерферометрические изображения с еще большей точностью и на более широком интервале длин волн, что необходимо для определения физических свойств многих астрономических объектов.

[1] Две звезды системы настолько массивные и яркие, что их излучение срывает с их поверхностей вещество и выбрасывает его в пространство со скоростью порядка миллионов километров в час. Это явление и называется звездным ветром.

[2] Измерения выполнены на основе эффекта Допплера. По смещениям спектральных линий можно вычислить скорость, с которой звезды или другие астрономические объекты движутся к Земле или от нее.

Результаты исследования представлены в статье, которая публикуется в журнале Astronomy and Astrophysics.

Состав исследовательской группы: G. Weigelt (Max Planck Institute for Radio Astronomy, Germany), K.-H. Hofmann (Max Planck Institute for Radio Astronomy, Germany), D. Schertl (Max Planck Institute for Radio Astronomy, Germany), N. Clementel (South African Astronomical Observatory, South Africa) , M.F. Corcoran (Goddard Space Flight Center, USA; Universities Space Research Association, USA), A. Damineli (Universidade de São Paulo, Brazil ), W.-J. de Wit (European Southern Observatory, Chile), R. Grellmann (Universität zu Köln, Germany), J. Groh (The University of Dublin, Ireland ), S. Guieu (European Southern Observatory, Chile), T. Gull (Goddard Space Flight Center, USA), M. Heininger (Max Planck Institute for Radio Astronomy, Germany) , D.J. Hillier (University of Pittsburgh, USA), C.A. Hummel (European Southern Observatory, Germany), S. Kraus (University of Exeter, UK), T. Madura (Goddard Space Flight Center, USA), A. Mehner (European Southern Observatory, Chile), A. Mérand ( European Southern Observatory, Chile), F. Millour (Université de Nice Sophia Antipolis, France), A.F.J. Moffat (Université de Montréal, Canada), K. Ohnaka (Universidad Católica del Norte, Chile), F. Patru (Osservatorio Astrofisico di Arcetri, Italia), R.G. Petrov (Université de Nice Sophia Antipolis, France), S. Rengaswamy (Indian Institute of Astrophysics, India) , N.D. Richardson (The University of Toledo, USA), T. Rivinius (European Southern Observatory, Chile), M. Schöller (European Southern Observatory, Germany), M. Teodoro (Goddard Space Flight Center, USA) , и M. Wittkowski (European Southern Observatory, Germany)