eso1639ru — Фото-релиз

Столпы Разрушения

Цветные фото Туманности Киля и ярких близлежащих звезд

2 ноября 2016 г.

Новые наблюдения колоссальных столпообразных структур внутри Туманности Киля выполнены с приемником MUSE на Очень Большом Телескопе ESO. Изученные международной группой ученых газо-пылевые «колонны» можно по контрасту со знаменитыми «Столпами Творения» в Туманности Орел, имеющими сходную природу, назвать «Столпами Разрушения».

Причудливые колонны и шпили на новых снимках Туманности Киля – это гигантские облака пыли и газа внутри области звездообразования, лежащей на расстоянии 7500 световых лет от нас. Эти объекты наблюдались с приемником MUSE, установленным на Очень Большом Телескопе ESO, группой под руководством докторанта ESO Анны Маклеод (Anna McLeod).

Огромным преимуществом инструмента MUSE является его способность создавать одновременно тысячи изображений туманности, каждое на отдельной длине волны. Это позволяет строить карты распределения химических и физических свойств вещества в различных точках туманности.

Фото похожих структур – знаменитых Столпов Творения [1] в Туманности Орел и образований в NGC 3603, были скомбинированы с изображениями, приводимыми здесь. Всего наблюдалось десять колоннобразных структур. В результате удалось проследить ясную связь между излучением близлежащих массивных звезд и свойствами «столпов».

По иронии судьбы, одним из первых последствий формирования массивной звезды является то, что она, едва появившись, начинает разрушать породившее ее газо-пылевое облако. Идея о том, что массивные звезды заметно влияют на свое окружение, не нова: такие звезды извергают мощный поток ионизирующего излучения, энергии которого вполне достаточно, чтобы сорвать электроны с орбит вокруг атомных ядер. Однако, отыскать прямые наблюдательные доказательства взаимодействия массивных звезд с окружающей их средой – очень трудная задача.

Астрономы проанализировали воздействие высокоэнергетического излучения звезд на вещество «колонн». Этот процесс ионизации газа с последующим его рассеянием в пространстве называется фотоиспарением. Наблюдая последствия фотоиспарения, в том числе потерю «столпами» массы, ученые смогли установить отчетливую корреляцию между количеством ионизирующего излучения близлежащих звезд и рассеянием вещества «колонн» в пространстве.

Разрушение массивными звездами своих космических колыбелей выглядит катастрофически. Однако, истинная сложность процессов взаимодействия между звездами и «столпами» еще не понята до конца. Выглядят «колонны» плотными и мощными, но в действительности эти облака газа и пыли очень разреженные. И возможно, излучение массивных звезд и звездные ветры от них на самом деле помогают создать внутри «столпов» более плотные участки, в которых могут постепенно сформироваться новые звезды.

Эти великолепные космические структуры еще многое должны нам рассказать, а приемник MUSE – идеальный инструмент для их исследования.

[1] Классическое изображение «Столпов Творения», полученное на Космическом телескопе Хаббла NASA/ESA, сделало этот объект самым знаменитым из всех подобных структур. Еще их называют «слоновьими хоботами». Их длина достигает нескольких световых лет.

Результаты исследования представлены в статье “Connecting the dots: a correlation between ionising radiation and cloud mass-loss rate traced by optical integral field spectroscopy“, A. F. McLeod и др., которая публикуется в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Состав исследовательской группы: A. F. McLeod (ESO, Garching, Germany), M. Gritschneder (Universitäts-Sternwarte, Ludwig-Maximilians-Universität, Munich, Germany), J. E. Dale (Universitäts-Sternwarte, Ludwig-Maximilians-Universität, Munich, Germany), A. Ginsburg (ESO, Garching, Germany), P. D.Klaassen (UK Astronomy Technology Centre, Royal Observatory Edinburgh, UK), J. C. Mottram (Max Planck Institute for Astronomy, Heidelberg, Germany), T. Preibisch (Universitäts-Sternwarte, Ludwig-Maximilians-Universität, Munich, Germany), S. Ramsay (ESO, Garching, Germany), M. Reiter (University of Michigan Department of Astronomy, Ann Arbor, Michigan, USA) и L.Testi (ESO, Garching, Germany).