eso1820ru — Научный релиз

VLT ESO: астероид `Оумуамуа ускоряется

По новым данным, межзвездный странник `Оумуамуа – комета

27 июня 2018 г., St.-Petersburg

27 июня 2018 г.
`Оумуамуа, первый межзвездный объект, открытый в Солнечной системе, улетает от Солнца быстрее, чем ожидалось. Это аномальное поведение было зарегистрировано наблюдениями астрономов во всем мире, в том числе на Очень Большом Телескопе ESO в Чили. Новые результаты свидетельствуют о том, что `Оумуамуа скорее всего является не астероидом, а межзвездной кометой. Сообщение об этом открытии публикуется в журнале Nature.

`Оумуамуа — первый межзвездный объект, открытый в пределах Солнечной системы — тщательно изучается с момента его открытия в октябре 2017 г. [1]. Обобщив данные, полученные на Очень Большом Телескопе ESO и в других обсерваториях, международная группа астрономов обнаружила, что объект движется быстрее, чем предсказывалось. Измеренное ускорение очень невелико: в целом движение `Оумуамуа все равно замедляется под воздействием притяжения Солнца, но все же не настолько, насколько это следовало бы из законов небесной механики.

Исследовательская группа под руководством Марко Мичели (Marco Micheli) из Европейского Космического Агентства проанализировала несколько сценариев, которые могли бы объяснить большую по сравнению с предвычисленной скорость необычного межзвездного гостя. Наиболее вероятным объяснением признано то, что `Оумуамуа под воздействием нагрева солнечным излучением выбрасывает со своей поверхности вещество: происходит выброс газа [2]. Именно сила реакции, возникающая вследствие этого выброса, как полагают, и является причиной небольшого, но постоянного ускорения, возникающего при движении `Оумуамуа прочь от Солнечной системы. В результате и получается, что астероид улетает от нас быстрее, чем предполагалось: на 1 июня 2018 г. его скорость составляла примерно 114 000 километров в час.

Выброс газа – явление, типичное для комет. Это противоречит принятой ранее классификации `Оумуамуа как межзвездного астероида. “Мы считаем, что это маленькая и необычная комета”, --говорит Марко Мичели. “Из данных наблюдений видно, что она ускоряется тем медленнее, чем дальше уходит от Солнца, что типично для комет”.

Обычно, когда комета нагревается Солнцем, она выбрасывает пыль и газ, которые образуют вокруг нее облако — так называемую кому — а также протяженный хвост. Однако в данном случае исследовательская группа не смогла зарегистрировать никаких видимых следов выброса газа.

Как ни странно, мы не видим не пыли, ни комы, ни хвоста”, -- говорит соавтор работы Карен Мич (Karen Meech) из Гавайского университета в США, которая возглавляла группу исследователей `Оумуамуа в 2017 г. “Возможно, пыль, которую выбрасывает `Оумуамуа, необычно крупнозернистая”.

Исследователи выдвигают следующую гипотезу: мелкие пылевые зерна, покрывающие поверхность большинства комет, в процессе долгого полета `Оумуамуа сквозь межзвездное пространство разрушились вследствие эрозии, а остались только пылевые зерна большего размера. Облако, состоящее из этих крупных частиц, не было бы достаточно ярким, чтобы его можно было зарегистрировать, но его присутствие могло бы объяснить неожиданное изменение скорости `Оумуамуа.

Нерешенной загадкой остается не только гипотетическое истечение газа из `Оумуамуа, но и само его межзвездное происхождение. Группа выполнила новые наблюдения `Оумуамуа с целью точно определить траекторию объекта, что могло бы позволить проследить ее назад и определить материнскую звезду, из системы которой прилетело к нам это космическое тело. Однако, полученные новые результаты свидетельствуют, что эту информацию получить труднее, чем ожидалось.

Истинная природа этого загадочного межзвездного скитальца может остаться неразгаданной”, -- заключает Оливье Эно (Olivier Hainaut), астроном ESO. “Только что обнаруженное ускорение `Оумуамуа делает более сложной задачу экстраполяции траектории объекта и поиска его материнской звезды”.

[1] Астероид `Оумуамуа – произносится “о-МУ-а-МУ-а” – был открыт на телескопе Pan-STARRS в обсерватории Халеакала на Гавайских островах. Это слово на гавайском языке означает “разведчик” и отражает его природу как первого известного объекта межзвездного происхождения, обнаруженного в пределах Солнечной системы. Первоначальные наблюдения показали, что это удлиненный небольших размеров объект по цветовым характеристикам схожий с кометами.

[2] Группа протестировала и отбросила несколько гипотез, объясняющих неожиданное изменение скорости давлением солнечного излучения, эффектом Ярковского, эффектами типа трения. Была также принята во внимание возможность ударного воздействия (столкновения), если `Оумуамуа является двойным или намагниченным объектом. Отвергнута была и маловероятная возможность, что `Оумуамуа является межзвездным космическим кораблем: против версии искусственного объекта говорит то, что гладкое и постепенное изменение скорости нетипично для работы реактивных двигателей и что объект вращается по всем трем пространственным осям.

Результаты исследования представлены в статье “Non-gravitational acceleration in the trajectory of 1I/2017 U1 (`Oumuamua)”, которая публикуется в журнале Nature 27 июня 2018 г.

Состав исследовательской группы: Marco Micheli (European Space Agency & INAF, Italy), Davide Farnocchia (NASA Jet Propulsion Laboratory, USA), Karen J. Meech (University of Hawaii Institute for Astronomy, USA), Marc W. Buie (Southwest Research Institute, USA), Olivier R. Hainaut (European Southern Observatory, Germany), Dina Prialnik (Tel Aviv University School of Geosciences, Israel), Harold A. Weaver (Johns Hopkins University Applied Physics Laboratory, USA), Paul W. Chodas (NASA Jet Propulsion Laboratory, USA), Jan T. Kleyna (University of Hawaii Institute for Astronomy, USA), Robert Weryk (University of Hawaii Institute for Astronomy, USA), Richard J. Wainscoat (University of Hawaii Institute for Astronomy, USA), Harald Ebeling (University of Hawaii Institute for Astronomy, USA), Jacqueline V. Keane (University of Hawaii Institute for Astronomy, USA), Kenneth C. Chambers (University of Hawaii Institute for Astronomy, USA), Detlef Koschny (European Space Agency, European Space Research and Technology Centre, & Technical University of Munich, Germany), и Anastassios E. Petropoulos (NASA Jet Propulsion Laboratory, USA).

Европейская Южная Обсерватория (ESO, European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, намного обгоняющая по продуктивности другие наземные астрономические обсерватории мира. В ее работе участвуют 15 стран: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция, а также Чили, предоставившая свою территорию для размещения обсерваторий ESO, и Австралия, являющаяся ее стратегическим партнером. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономии. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Параналь и Чахнантор. В обсерватории Параналь установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT), способный работать в формате Очень Большого Телескопа-Интерферометра VLTI, и два крупнейших широкоугольных телескопа: VISTA, выполняющий обзоры неба в инфракрасных лучах, и обзорный телескоп оптического диапазона VLT (VLT Survey Telescope). ESO также является одним из основных партнеров по эксплуатации двух инструментов субмиллиметрового диапазона на плато Чахнантор: телескопа APEX и крупнейшего астрономического проекта современности ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Параналя, ESO ведет строительство 39-метрового Чрезвычайно Большого Телескопа ELT, который станет «величайшим оком человечества, устремленным в небо».