eso1827ru — Фото-релиз

Эллиптическая элегантность

8 августа 2018 г., St.-Petersburg

На этом детальном снимке, полученном с Обзорным телескопом ESO (VLT Survey Telescope), одним из крупнейших в мире широкоугольных телескопов оптического диапазона – сияющая россыпь галактик. Изучение деталей структуры этих галактик позволяет астрономам выявлять мельчайшие особенности галактической морфологии.

Принадлежащий ESO Очень Большой Телескоп (VLT) позволяет в подробностях наблюдать крайне слабые астрономические объекты. Но когда астрономам требуется понять происхождение огромного разнообразия галактик, они пользуются телескопами совсем другого типа: широкоугольными инструментами с гораздо большим полем зрения. Обзорный телескоп VLT (VST) – пример такого телескопа. Он был специально спроектирован для исследования больших участков великолепного чилийского ночного неба и служит для составления подробных астрономических обозрений южного полушария.

Сейчас международная группа астрономов использует великолепные характеристики VST для выполнения обозрения галактик ранних классов VEGAS (VST Early-type GAlaxy Survey) [1], в рамках которого исследуется выборка эллиптических галактик южного полушария [2]. С чувствительной камерой OmegaCAM, смонтированной на VST [3], группа под руководством Марилены Спавоне (Marilena Spavone) из входящей в Национальный институт астрофизики Италии INAF астрономической обсерватории Каподимонте в Неаполе получила изображения разнообразных галактик этого типа в различном окружении.

Одна из таких галактик – NGC 5018, молочно-белая галактика вблизи центра поля. Она находится в созвездии Девы (Virgo) и на первый взгляд кажется просто диффузным пузырем. Но при более внимательном рассмотрении можно разглядеть вытекающий наружу из этой эллиптической галактики протяженный поток звезд и газа — так называемый приливный хвост. Тонкие морфологические детали структуры галактик, такие, как приливные хвосты и звездные потоки, являются признаками взаимодействия галактик. Они часто являются ключевыми для понимания струтуры и динамики галактик.

На приводимом здесь гигантском 400-мегапиксельном снимке наряду с большим количеством эллиптических (и несколькими спиральными) галактиками видно также разноцветное множество ярких звезд первого плана, принадлежащих нашей Галактике Млечного Пути. Эти случайно попавшие в поле зрения звезды, такие, как ярко-голубая HD 114746 вблизи центра кадра, не являются предметами исследования данного обозрения: они просто лежат между Землей и изучаемыми далекими галактиками. Не такие заметные, но столь же интересные детали снимка – слабые следы, оставленные принадлежащими Солнечной системе астероидами. Еле заметный след, тянущийся через все изображение ниже NGC 5018, оставлен астероидом 2001 TJ21 (110423), оказавшимся в поле зрения на протяжении нескольких последовательных экспозиций. Правее оставил свой след еще один астероид — 2000 WU69 (98603).

Выходит, что даже когда астрономы принимаются исследовать тонкую структуру далеких галактик на расстояниях в миллионы световых лет от Земли, в процессе этой работы они получают изображения и близлежащих звезд, находящихся всего в нескольких сотнях световых лет от нас, и регистрируют даже слабые следы астероидов, обитателей Солнечной системы.

[1] VEGAS – глубокое многополосное обозрение галактик ранних классов, выполняемое на Обзорном телескопе VLT (VST) под руководством Энрикетты Иодице (Enrichetta Iodice) из астрономической обсерватории Каподимонте в Неаполе (INAF, Италия).

[2] Эллиптические галактики также называются галактиками ранних классов не только из-за их возраста, но и потому, что когда-то считалось, что они впоследствии эволюционируют в более распространенные спиральные галактики. Теперь известно, что это не так. Галактики ранних классов обычно отличаются гладкой эллипсоидальной формой, малым количеством газа и слабым звездообразованием. Ошеломляюще разнообразные формы и типы галактик сведены к единой классификации в рамках «диаграммы Хаббла» (Hubble Sequence).

[3] OmegaCAM – высокочувствительный приемник, составленный из 32 отдельных приборов зарядового сопряжения (CCD-матриц). Он создает изображения, составленные из 256 миллионов пикселей, что в 16 раз больше, чем у смонтированной на Космическом телескопе Хаббла ESA/NASA камеры ACS (Advanced Camera for Surveys). Камера OmegaCAM спроектирована и построена консорциумом нескольких институтов Нидерландов, Германии и Италии с большим вкладом ESO.

Результаты исследования представлены в статье “VEGAS: A VST Early-type GAlaxy Survey. III. Mapping the galaxy structure, interactions and intragroup light in the NGC 5018 group” Marilena Spavone и др., которая публикуется в Astrophysical Journal.

Состав исследовательской группы: Marilena Spavone (INAF-Astronomical Observatory of Capodimonte, Naples, Italy), Enrichetta Iodice (INAF-Astronomical Observatory of Capodimonte, Naples, Italy), Massimo Capaccioli (University of Naples, Naples, Italy), Daniela Bettoni (INAF-Astronomical Observatory of Padova, Italy), Roberto Rampazzo (INAF-Astronomical Observatory of Padova, Italy), Noah Brosch (The Wise Observatory and School of Physics and Astronomy Tel Aviv University, Israel), Michele Cantiello (INAF-Astronomical Observatory of Teramo, Italy), Nicola R. Napolitano (INAF-Astronomical Observatory of Capodimonte, Naples, Italy), Luca Limatola (INAF-Astronomical Observatory of Capodimonte, Naples, Italy), Aniello Grado (INAF-Astronomical Observatory of Capodimonte, Naples, Italy), Pietro Schipani (INAF-Astronomical Observatory of Capodimonte, Naples, Italy).

Европейская Южная Обсерватория (ESO, European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, намного обгоняющая по продуктивности другие наземные астрономические обсерватории мира. В ее работе участвуют 15 стран: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция, а также Чили, предоставившая свою территорию для размещения обсерваторий ESO, и Австралия, являющаяся ее стратегическим партнером. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономии. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Параналь и Чахнантор. В обсерватории Параналь установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT), способный работать в формате Очень Большого Телескопа-Интерферометра VLTI, и два крупнейших широкоугольных телескопа: VISTA, выполняющий обзоры неба в инфракрасных лучах, и обзорный телескоп оптического диапазона VLT (VLT Survey Telescope). ESO также является одним из основных партнеров по эксплуатации двух инструментов субмиллиметрового диапазона на плато Чахнантор: телескопа APEX и крупнейшего астрономического проекта современности ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Параналя, ESO ведет строительство 39-метрового Чрезвычайно Большого Телескопа ELT, который станет «величайшим оком человечества, устремленным в небо».