eso1828ru — Фото-релиз

Звезды и пыль в туманности Карина

Телескоп VISTA сфотографировал в инфракрасных лучах одна из крупнейших туманностей Млечного Пути

29 августа 2018 г., St.-Petersburg

29 августа 2018 г.
Прекрасное изображение туманности Киля, одной из самых больших и ярких туманностей на ночном небе, получено на телескопе VISTA в обсерватории ESO Параналь в Чили. Наблюдения в инфракрасных лучах позволили телескопу VISTA увидеть сквозь массы горячего газа и темной пыли, заполняющих туманность, множество звезд, как новорожденных, так и заканчивающих свой жизненный цикл.

Примерно в 7500 световых лет от нас, в созвездии Киля (Carina), находится туманность, внутри которой бок о бок друг с другом рождаются и умирают звезды. Эти бурные процессы и формируют туманность Киля – гигантское динамически развивающееся облако межзвездного газа и пыли.

В его недрах массивные звезды испускают мощное излучение, под воздействием которого светится окружающий их газ. По контрасту с этим соседние области туманности содержат темные массы пыли, внутри которых скрываются новорожденные звезды. Таким образом, между звездами и пылью в туманности Киля идет непрекращающаяся битва, и новообразованные звезды в ней побеждают: испускаемые ими высокоэнергетическое излучение и звездный ветер испаряют и рассеивают пылевые звездные ясли, в которых они родились.

Туманность Карина простирается более, чем на 300 световых лет. Это одна из крупнейших областей звездобразования в Млечном Пути. Темной ночью ее легко увидеть на небе невооруженным глазом. Но, к огорчению тех из нас, кто живет на севере, она видна только в южном полушарии, так как лежит на 60 градусов к югу от небесного экватора.

Внутри этой замечательной туманности находится объект, пользующийся славой самой необычной из известных звездных систем – Эта Киля. Эта чудовищная двойная звезда является самой мощной по энерговыделению в окружающей ее области. В 30-х годах XIX века она была одним из самых ярких объектов на небе, но с тех пор ее светимость резко упала. Она заканчивает свой жизненный цикл, но остается одной из самых массивных и ярких звезд Млечного Пути.

На приводимом снимке Эту Киля можно видеть как часть яркого светового пятна сразу над вершиной V-образной детали, образованной пылевыми облаками. Справа от Эты Киля, также внутри туманности Карина, лежит относительно маленькая туманность «Замочная Скважина» --компактное и плотное облако холодного молекулярного газа, в котором находится несколько массивных звезд. Вид этой туманности тоже резко изменился за последние столетия.

Туманность Киля была открыта в 1750-х годах находившимся тогда на мысе Доброй Надежды Николя Луи де Лакайлем (Nicolas Louis de Lacaille). С тех пор было получено огромное количество ее изображений. Но снимок, полученный с обзорным телескопом видимого и инфракрасного диапазона VISTA (Visible and Infrared Survey Telescope for Astronomy) дает изображение в широком поле в беспрецедентных подробностях. Высокая чувствительность приемника в инфракрасной области позволила выявить агломерации молодых звезд, скрытых внутри пылевых облаков, которые заполняют туманность. В 2014 г. при помощи телескопа VISTA в туманности Киля было выявлено около пяти миллионов индивидуальных источников инфракрасного излучения, что позволило составить объективное представление о масштабах происходящего в ней звездообразования. VISTA – крупнейший в мире широкоугольный телескоп инфракрасного диапазона, специализирующийся на обозрениях неба. Большой диаметр его главного зеркала, широкое поле зрения и высокочувствительные приемники позволяют астрономам [1] получать совершенно новые изображения объектов южного неба.

[1] Научным руководителем (Principal Investigator) наблюдательной программы, в рамках которой было получено это изображение, был Джим Эмерсон (Jim Emerson, School of Physics & Astronomy, Queen Mary University of London, UK). Его сотрудниками были Саймон Ходжкин (Simon Hodgkin) и Майк Ирвин (Mike Irwin, Cambridge Astronomical Survey Unit, Cambridge University, UK). Обработку данных выполнили Майк Ирвин и Джим Льюис (Jim Lewis, Cambridge Astronomical Survey Unit, Cambridge University, UK).

Европейская Южная Обсерватория (ESO, European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, намного обгоняющая по продуктивности другие наземные астрономические обсерватории мира. В ее работе участвуют 15 стран: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция, а также Чили, предоставившая свою территорию для размещения обсерваторий ESO, и Австралия, являющаяся ее стратегическим партнером. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономии. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Параналь и Чахнантор. В обсерватории Параналь установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT), способный работать в формате Очень Большого Телескопа-Интерферометра VLTI, и два крупнейших широкоугольных телескопа: VISTA, выполняющий обзоры неба в инфракрасных лучах, и обзорный телескоп оптического диапазона VLT (VLT Survey Telescope). ESO также является одним из основных партнеров по эксплуатации двух инструментов субмиллиметрового диапазона на плато Чахнантор: телескопа APEX и крупнейшего астрономического проекта современности ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Параналя, ESO ведет строительство 39-метрового Чрезвычайно Большого Телескопа ELT, который станет «величайшим оком человечества, устремленным в небо».