eso1830ru — Фото-релиз

Жемчужина среди галактик

С приемником ESO FORS2 сфотографирована спиральная галактика NGC 3981

12 сентября 2018 г., St.-Petersburg

12 сентября 2018 г.
С приемником FORS2, смонтированном на Очень Большом Телескопе ESO, получено великолепное изображение спиральной галактики NGC 3981. Снимок сделан в рамках программы «Космические сокровища» (ESO Cosmic Gems): в те редкие моменты, когда погодные условия не позволяют вести научные наблюдения, телескопы ESO фотографируют красивые объекты южного неба.

На этом великолепном фото – окруженная чернотой космического пространства спиральная галактика NGC 3981 в южном созвездии Чаши (Crater). Снимок сделан в мае 2018 г. с приемником FORS2 (FOcal Reducer and low dispersion Spectrograph 2), установленным на Очень Большом Телескопе ESO (VLT).

FORS2 смонтирован на Основном телескопе №1 (Анту) комплекса VLT в обсерватории ESO Параналь в Чили. Среди целого набора сверхсовременных приемников, используемых с четырьмя «юнитами» -- Основными телескопами VLT, FORS2 выделяется своей исключительной многофункциональностью. Этот инструмент прозвали «швейцарским армейским ножиком» за способность исследовать самые разнообразные астрономические объекты различными методами, в том числе и получать такие замечательные по качеству изображения, как приведенное здесь.

Чувствительность приемника FORS2 позволила отчетливо выявить спиральные ветви NGC 3981, в которых заметны многочисленные пылевые волокна и области звездообразования, а также яркий диск, состоящий из молодых горячих звезд. Галактика находится в выгодном ракурсе по отношению к Земле, что позволяет астрономам прямо обозревать ее центральную часть и испускающую яркое высокоэнергетическое излучение область самого ее центра, в котором находится сверхмассивная черная дыра. В NGC 3981 также имеется хорошо развитая периферийная спиральная структура, частично простирающаяся за пределы галактики, что, вероятно, является результатом гравитационных взаимодействий при происшедшем в прошлом столкновении галактик.

Конечно, у NGC 3981, находящейся от нас на расстоянии около 65 миллионов световых лет, имеются и многочисленные галактические соседи. Галактика входит в группу NGC 4038, к которой принадлежат и хорошо известные взаимодействующие галактики «Антенны». Эта группа является частью Облака Чаши, которое в свою очередь представляет собой малую часть сверхскопления галактик Девы, гигантской агломерации галактик, в которое входит и наш Млечный Путь

Но NGC 3981 – не единственный интересный объект на этом снимке. Наряду с несколькими звездами переднего плана, принадлежащими нашей Галактике Млечного Пути, FORS2 заснял и пересекающий поле зрения бродячий астероид (слабая линия в верхней части изображения). Этот астероид нечаянно проиллюстрировал процесс получения астрономических изображений: три различных экспозиции, наложением которых получено это фото, отразились в голубой, зеленой и красной частях астероидного следа.

Снимок получен в рамках программы «Космические сокровища ESO», образовательно-просветительской инициативы, целью которой является фотографирование на телескопах ESO интересных, загадочных или просто красивых объектов. Эти снимки делаются, когда телескопы не могут вести научные наблюдения. В тех случаях, когда полученные данные могут в дальнейшем быть использованы для научных целей, они сохраняются и астрономы получают к ним доступ через Научный архив ESO.

Европейская Южная Обсерватория (ESO, European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, намного обгоняющая по продуктивности другие наземные астрономические обсерватории мира. В ее работе участвуют 15 стран: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция, а также Чили, предоставившая свою территорию для размещения обсерваторий ESO, и Австралия, являющаяся ее стратегическим партнером. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономии. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Параналь и Чахнантор. В обсерватории Параналь установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT), способный работать в формате Очень Большого Телескопа-Интерферометра VLTI, и два крупнейших широкоугольных телескопа: VISTA, выполняющий обзоры неба в инфракрасных лучах, и обзорный телескоп оптического диапазона VLT (VLT Survey Telescope). ESO также является одним из основных партнеров по эксплуатации двух инструментов субмиллиметрового диапазона на плато Чахнантор: телескопа APEX и крупнейшего астрономического проекта современности ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Параналя, ESO ведет строительство 39-метрового Чрезвычайно Большого Телескопа ELT, который станет «величайшим оком человечества, устремленным в небо».