eso1834ru — Фото-релиз

Пират южных небес

24 октября 2018 г., St.-Petersburg

24 октября 2018 г.
Активная область звездообразования NGC 2467, иногда называемая туманностью «Череп и Кости», наблюдалась с приемником FORS2, смонтированным на Очень Большом Телескопе ESO. Изображение получено в рамках программы «Космические сокровища ESO» (ESO Cosmic Gems), которая позволяет использовать редкие интервалы погодных условий, неблагоприятных для научных наблюдений, для фотографирования на телескопах ESO с просветительской целью интересных или просто красивых космических объектов южного неба.

Это яркое фото активной области звездообразования NGC 2467, иногда называемой туманностью «Череп и Кости», выглядит столь же зловещим, сколь и прекрасным. Пыль, газ и яркие молодые звезды, связанные гравитационными силами в силуэт, напоминающий оскаленный череп, запечатлены на снимке, сделанном с приемником FORS на принадлежащем ESO Очень Большом Телескопе (VLT). Конечно, обычно телескопы ESO занимаются сбором научных данных, но иногда – когда для научной работы небо все же недостаточно ясное – астрономы получают со своими инструментами изображения объектов, подобных этому, просто ради их красоты.

Почему эту туманность прозвали «Череп и кости», видно сразу: это молодое и яркое образование отчетливо напоминает зловещую маску, из которой в кадре остался только зияющий рот. Находится NGC 2467 в созвездии с неромантичным названием Корма (Puppis).

Эта диффузная звездно-газовая формация – колыбель многих звезд, «строительным материалом» для которых служат обильные запасы водорода. Фактически это не одна туманность, их несколько, а погруженные в нее звезды разлетаются в разные стороны. То, что вся эта картина сложилась в подобие человеческого лица – вернее, черепа – всего лишь результат случайной проекции туманности на луч зрения, направленный с Земли. Возможно, для астрономам эта причудливая структура не говорит ничего особенно нового, но все мы можем, глядя на это фото, подумать о том, как много на южном небе еще таится космических чудес, невидимых простому глазу.

Созвездие Кормы – одно из трех созвездий южного неба, имеющих «мореходные» названия: кроме него есть еще созвездия Киля и Парусов. Вместе они образуют гигантское созвездие Корабля Арго, названное так в честь знаменитого мифического судна, на котором совершили свое плавание Язон и аргонавты. Язон был мифологическим героем, знаменитым более всего тем, что похитил золотое руно. Получается, что NGC 2467 находится не просто на большом небесном корабле, но и среди шайки грабителей — подходящее окружение для туманности с таким пиратским названием.

Изображение получено в рамках программы «Космические сокровища ESO» (ESO Cosmic Gems), образовательно-просветительской инициативы, целью которой является фотографирование интересных, загадочных или просто красивых объектов с телескопами ESO. Программа выполняется в промежутки времени, когда телескопы не могут использоваться для научных наблюдений. Все полученные в рамках программы данные могут служить и научным целям – они доступны астрономам через Научный архив ESO.