Kids

eso1838ru — Фото-релиз

Космический змей

Телескоп ESO VLT зарегистрировал змеевидную структуру, сформированную сталкивающимися звездными ветрами

19 ноября 2018 г., St.-Petersburg

19 ноября 2018 г.
Приемник VISIR, смонтированный на Очень Большом Телескопе ESO, получил уникальное изображение новой массивной тройной звездной системы. Объект, получивший название Апеп в честь древнеегипетского божества, возможно, является первым обнаруженным предшественником будущего гамма-всплеска.

Змеевидному завитку, сфотографированному приемником VISIR на Очень Большом Телескопе (VLT) ESO, предстоит взрывное будущее: это система звезд Вольфа-Райе и вероятный источник одного из самых высокоэнергетических явлений во Вселенной — гамма-всплеска (GRB) большой длительности.

Это первая такая система, открытая в нашей собственной Галактике”, -- говорит Джозеф Кэллингэм (Joseph Callingham) из Нидерландского института радиоастрономии (ASTRON), руководитель работы, которая привела к открытию. “Мы никогда не надеялись найти такое буквально у себя под носом”. [1].

Система, представляющая собой гнездо массивных звезд, окруженных пылевым вихрем, официально известна под тяжеловесным каталожным названием 2XMM J160050.7-514245. Однако, астрономы придумали для этого удивительного объекта более запоминающееся прозвище — “Апеп”.

Это имя было дано космической структуре за ее изогнутую форму, напоминающую змею, свернувшуюся кольцами вокруг центральных звезд. Так звали древнеегипетское божество, громадного змея, олицетворяющего хаос — имя, вполне подходящее для столь необычного объекта. Египтяне верили, что Ра, бог Солнца, каждую ночь сражается с Апепом; благодаря молитвам и жертвоприношениям он побеждает и Солнце опять возвращается на небо.

Гамма-всплески (GRB) – едва ли не самые мощные взрывы во Вселенной. Продолжаясь от нескольких тысячных долей секунды до нескольких часов, они выделяют столько энергии, сколько Солнце выделяет на протяжении всего своего времени существования. Длительные GRB — то есть такие, которые длятся более двух секунд — как полагают, вызываются вспышками сверхновых, в которые превращаются быстровращающиеся звезды Вольфа-Райе.

В звезды Вольфа-Райе превращаются некоторые наиболее массивные звезды в конце своего жизненного пути. Эта стадия развития звезды очень коротка: звезды Вольфа-Райе остаются в этом состоянии всего несколько сотен тысяч лет — буквально миг в космологических масштабах. За это время они выбрасывают в окружающее пространство гигантские количества вещества в форме мощного звездного ветра, скорость которого достигает миллионов километров в час. Измеренная скорость звездных ветров в Апепе поистине удивительна: 12 миллионов километров в час.

Именно эти звездные ветры и сформировали сложные изогнутые структуры, окружающие тройную звездную систему, которая состоит из двойной звезды и ее компаньона: одиночной звезды, связанной с двойной гравитационными силами. Хотя на снимке мы видим только два звездообразных объекта, более низкий объект на самом деле является не разрешенной на компоненты двойной звездой типа Вольфа-Райе. Эта двойная система и породила змеевидные вихри, окружающие Апоп на стыке встречных звездных ветров от двух звезд Вольфа-Райе.

По сравнению с головокружительной скоростью звездных ветров в Апепе пылевая карусель раскручивается в наружном направлении медленно и лениво, ползя на скорости всего каких-то двух миллионов километров в час, а то и меньше. Разительное несоответствие между скоростями несущихся вихрем звездных ветров Апепа и его неторопливо раскручивающейся пылевой «вертушки», по-видимому, является результатом того, что одна из звезд двойной системы испускает как быстрый, так и медленный ветер, причем в разных направлениях.

Это может свидетельствовать о том, что эта звезда находится в стадии околокритического вращения — то есть, вращается так быстро, что почти разрывается на части. Считается, что при такой большой скорости вращения звезда Вольфа-Райе в конце концов испытывает гравитационный коллапс и порождает длительный GRB.

[1] Кэллингэм, который сейчас работает в Нидерландском институте радиоастрономии (ASTRON), выполнил часть этого исследования, еще будучи сотрудником Сиднейского университета под началом руководителя исследовательской группы Питера Татхилла (Peter Tuthill). Кроме наблюдений на телескопах ESO, группа также пользовалась Англо-Австралийским Телескопом в обсерватории Сайдинг Спринг в Австралии.

Результаты работы представлены в статье “Anisotropic winds in Wolf-Rayet binary identify potential gamma-ray burst progenitor”, которая публикуется в журнале Nature Astronomy 19 ноября 2018 г.

Состав исследовательской группы: J. R. Callingham (ASTRON, Dwingeloo, the Netherlands), P. G. Tutill (Sydney Institute for Astronomy [SIfA], University of Sydney, Australia), B. J. S. Pope (SIfA; Center for Cosmology and Particle Physics, New York University, USA; NASA Sagan Fellow), P. M. Williams (Institute for Astronomy, University of Edinburgh, UK), P. A. Crowther (Department of Physics & Astronomy, University of Sheffield, UK), M. Edwards (SIfA), B. Norris (SIfA) и L. Kedziora-Chudczer (School of Physics, University of New South Wales, Australia).