eso1902ru — Фото-релиз

Ускользающая красота

В рамках программы «Космические сокровища ESO» сфотографирован «последний вздох» звезды

22 января 2019 г., St.-Petersburg

Слабое эфемерное свечение, излучаемое планетарной туманностью ESO 577-24 излучается на протяжении всего около 10 000 лет -- краткий миг по астрономической шкале времени. Очень Большой Телескоп ESO сфотографировал эту оболочку из светящегося ионизованного газа —"последний вздох" умирающей звезды, остаток которой можно различить в центре кадра. Так как газовое облако, составляющее планетарную туманность, быстро расширяется и тускнеет, оно постепенно исчезнет из вида.

Призрачно светящаяся газовая оболочка, разлетающаяся в пространстве—планетарная туманность ESO 577-24—составляет предмет этого снимка [1]. Эта туманность – то, что осталось от проэволюционировавшей гигантской звезды, которая сбросила в пространство свои внешние слои и превратилась в маленькую и очень горячую карликовую звезду. Теперь карлик будет постепенно остывать и тускнеть, превращаясь в призрак прежнего красного гиганта.

Красные гиганты – звезды в конце своего жизненного пути. Водородное «топливо» в их недрах иссякло и они начали сжиматься под непреодолимым действием тяготения. Когда красный гигант сжимается, колоссальное давление вновь запускает ядерные реакции в его ядре, и в результате внешние слои звезды сбрасываются в окружающее пространство в форме мощного звездного ветра. Раскаленное ядро умирающей звезды испускает ультрафиолетовое излучение, достаточно интенсивное, чтобы ионизовать эти выброшенные слои и заставить их светиться. В результате мы видим планетарную туманность—все, что остается от звезды в конце ее существования [2].

Эта туманность была открыта в 1950-х годах в ходе выполнения осуществленного Национальным географическим обществом обозрения неба Паломарской обсерватории и в 1966 г. внесена в Каталог планетарных туманностей Эйбелла [3]. Так как ESO 577-24 находится примерно в 1400 световых лет от Земли, ее призрачное свечение можно увидеть только в мощный телескоп. Когда карликовая звезда остынет, туманность будет продолжать расширяться в пространстве, медленно угасая.

Изображение ESO 577-24 было получено в рамках программы «Космические сокровища ESO» (ESO Cosmic Gems) – просветительской инициативы, состоящей в фотографировании на телескопах ESO в образовательных и общественно-просветительских целях интересных, загадочных или просто красивых объектов. Программа выполняется в такое время, когда телескопы в силу разных причин не могут вести научные наблюдения. Тем не менее, все данные, полученные в рамках программы, могут использоваться и в научных целях и доступны астрономам через Научный архив ESO.

[1] Планетарные туманности впервые наблюдались в XVIII веке. Тогда астрономам казалось, что своим тусклым свечением и нечеткими очертаниями они напоминают планеты Солнечной системы.

[2] Солнце должно достигнуть стадии красного гиганта в почтенном возрасте примерно 10 миллиардов лет. Так как сейчас возраст Солнца составляет около 5 миллиардов лет, оснований для паники пока нет.

[3] Астрономические объекты часто имеют много официальных имен и названий, так как в каждом каталоге применяются свои обозначения. Формальное название данного объекта в Каталоге планетарных туманностей Эйбелла PN A66 36.