eso1903ru — Фото-релиз

Пузыри вокруг новеньких звезд

6 февраля 2019 г., St.-Petersburg

Изображение области в Большом Магеллановом Облаке (БМО), содержащей новорожденные звезды, получено приемником MUSE на Очень Большом Телескопе ESO в оптическом диапазоне. Относительно малое количество пыли в БМО и высокое качество изображения, обеспечиваемое MUSE, позволяет различить на снимке сложные структурные детали.

Область LHA 120-N 180B в Большом Магеллановом Облаке (БМО) представлена на этом цветном фото, полученном с многокомпонентным спектроскопическим приемником MUSE (Multi Unit Spectroscopic Explorer) на Очень Большом Телескопе ESO (VLT). Область N180 B принадлежит к типу туманностей, известному как области H II (произносится как «аш-два» или «эйч-два»). Это настоящие питомники новорожденных звезд.

Галактика БМО – спутник Млечного Пути, видимый в основном в южном полушарии Земли. Расстояние до нее всего около 160 000 световых лет, то есть, она лежит практически на границе нашей Галактики. Кроме того, единственный спиральный рукав БМО виден нам почти плашмя, что позволяет легко наблюдать в нем такие области, как N180 B.

Области H II представляют собой межзвездные облака ионизованного водорода, то есть, просто ядер водородных атомов -- протонов. Эти области являются «звездными яслями»—свежесформировавшиеся массивные звезды и ответственны за ионизацию окружающего их газа, создавая при этом весьма живописные картины. Особенность формы N180 B в том, что туманность образует циклопический пузырь ионизованного водорода, окруженный четырьмя пузырями меньшего размера.

Глубоко в недрах этого светящегося облака MUSE обнаружил джет, выброшенный только что образовавшейся звездой—массивным молодым звездным объектом массой в 12 раз больше солнечной. Джет «Хербиг-Аро 1177» или HH 1177 в деталях виден на снимке. Впервые такой джет наблюдается в видимом свете вне Млечного Пути – обычно они экранируются своим пылевым окружением. Однако, относительно бедная пылью межзвездная среда в БМО позволяет наблюдать HH 1177 на оптических длинах волн. Это один из самых длинных из наблюдаемых джетов: его протяженность почти 33 световых года.

HH 1177 многое рассказывает нам о ранней истории звезд. Пучок частиц в высокой степени коллимирован: почти не расходится на всем своем протяжении. Такие джеты ассоциируются с аккреционными дисками вокруг своих звезд, и могут пролить свет на процесс концентрации вещества вокруг новорожденных звезд. Астрономы обнаружили, что как массивные, так и маломассивные звезды выбрасывают коллимированные джеты, подобные HH 1177, в результате действия одинаковых механизмов—а это подсказывает, что массивные звезды могут формироваться тем же путем, как и маломассивные.

Недавно приемник MUSE был значительно усовершенствован: к нему было подключено устройство адаптивной оптики, с которым в режиме широкого поля были выполнены первые наблюдения в 2017 г. Адаптивная оптика позволяет телескопам ESO компенсировать размывание изображений земной атмосферой, в результате чего мерцающих и дрожащих звезд мы видим четкие изображения с высоким разрешением. После этого был реализован и режим малого поля, в котором с MUSE достигнуто качество изображений, не уступающее изображениям Космического телескопа Хаббла NASA/ESA и позволяющее исследовать Вселенную более детально, чем когда-либо ранее.

Результаты исследования представлены в статье “An optical parsec-scale jet from a massive young star in the Large Magellanic Cloud”, публикуемой в журнале Nature.

Исследовательский коллектив состоял из A. F. McLeod (работа была выполнена им, когда он был сотрудником Кентерберийского университета в Новой Зеландии, а в настоящее время он является сотрудником факультета астрономии Калифорнийского университета в Беркли и факультета физики и астрономии Техасского технического университета в США), M. Reiter (Department of Astronomy, University of Michigan, Ann Arbor, USA), R. Kuiper (Institute of Astronomy and Astrophysics, University of Tübingen, Germany), P. D. Klaassen (UK Astronomy Technology Centre, Royal Observatory Edinburgh, UK) и C. J, Evans (UK Astronomy Technology Centre, Royal Observatory Edinburgh, UK).