eso1904ru — Фото-релиз

Космическая «Летучая мышь»

В рамках программы «Космические сокровища ESO» получено фото пылевой туманности «Летучая мышь»

14 марта 2019 г., St.-Petersburg

Туманность NGC 1788 слишком слабая, чтобы различить ее невооруженным глазом, но это ее изображение, наиболее детальное на сегодняшний день, получено на Очень Большом Телескопе ESO и хорошо передает игру ее цветов. Космическая «Летучая мышь», прячущаяся в одном из самых темных уголков созвездия Ориона, распростерла свои туманные крылья в межзвездном пространстве на расстоянии в две тысячи световых лет от нас. Она освещается молодыми звездами, скрывающимися в ее недрах — хоть они и окутаны непрозрачными пылевыми облаками, их яркий свет все же пробивается к туманности.

На Очень Большом Телескопе (VLT) ESO получено изображение слабой туманности NGC 1788, по прозванию «Летучая мышь», спрятавшейся в самых темных областях созвездия Ориона. Эта отражательная туманность, действительно напоминающая своими очертаниями летучую мышь, не светится собственным светом, а освещается находящимся в ее недрах скоплением молодых звезд, еле различимых сквозь окружающие его пылевые облака. С тех пор, как NGC 1788 была впервые описана, научный инструментарий сильно изменился и этот сделанный на VLT снимок является самым детальным изображением этой туманности из всех полученных до сих пор.

Хоть призрачная туманность в Орионе кажется изолированной от других космических объектов, астрономы считают, что она сформирована мощными звездными ветрами от окрестных массивных звезд. Верхние слои их атмосфер выбрасывают в пространство летящие с невероятной скоростью потоки раскаленной плазмы, которые и влияют на форму облаков, окружающих новорожденные звезды в недрах туманности.

NGC 1788 была впервые описана немецко-британским астрономом Уильямом Гершелем. Он включил ее в свой каталог, на основе которого впоследствии был создан один из самых значительных каталогов далеких объектов: Новый генеральный каталог (NGC) [1]. Ранее хорошее изображение этой небольшой и тусклой туманности уже было получено на 2.2-метровом телескопе MPG/ESO в обсерватории ESO Ла Силья, но приводимый снимок, передающий мельчайшие детали пылевых структур, несравненно лучше. Изображение получено в ознаменование двадцатилетия работы одного из наиболее универсальных и востребованных приемников ESO, спектрографа низкой дисперсии с редуктором фокуса FORS2.

FORS2 смонтирован на «Анту» (Antu), одном из основных 8.2-метровых телескопов («юнитов») комплекса VLT в обсерватории Параналь. Способность получать изображения больших участков неба с высочайшим разрешением сделала его одним из самых популярных элементов коллекции современных научных инструментов ESO. С тех пор, как 20 лет назад на FORS2 был получен «первый свет», его прозвали «швейцарским ножиком» за уникально широкий спектр функций [2]. Разнообразие применений FORS2 простирается за пределы чисто научных задач—его способность получать прекрасные снимки высочайшего качества, такие, как мы видим здесь, делает его особенно полезным для просветительских целей.

Снимок сделан в рамках программы «Космические сокровища ESO» (ESOs Cosmic Gems), просветительской инициативы, состоящей в фотографировании на телескопах ESO в образовательных и общественно-просветительских целях интересных, загадочных или просто красивых объектов. Программа выполняется в такое время, когда телескопы в силу разных причин не могут вести научные наблюдения, но—с помощью FORS2—могут получать захватывающие изображения некоторых наиболее эффектных объектов ночного неба, таких, как эта отражательная туманность. На случай, если полученные в рамках программы данные окажутся ценными с научной точки зрения, эти наблюдения сохраняются в научном архиве ESO Science Archive и могут быть востребованы астрономами.

[1] В 1864 Джон Гершель опубликовал свой «Генеральный каталог туманностей и скоплений», объединивший несколько более ранних каталогов и содержавший данные о более, чем пяти тысячах объектов «глубокого космоса». Спустя 24 года этот каталог был дополнен Джоном Луи Эмилем Дрейером и опубликован под названием «Новый генеральный каталог туманностей и звездных скоплений (NGC)».

[2] FORS2 способен не только получать точные изображения больших полей, но и измерять спектры множественных объектов, и анализировать поляризацию их излучения. Каждый год на основе данных, полученных на FORS2, публикуется более 100 научных исследований.