eso1908ru — Организационный релиз

Помогаем Gaia составлять карту Млечного Пути

ESO VST помогает определить орбиту космического телескопа, который составляет самую точную в истории звездную карту: более миллиарда звезд

2 мая 2019 г., St.-Petersburg

На этом составном фото, полученном на Обзорном телескопе ESO VST (VLT Survey Telescope), траектория космического аппарата ESA «Gaia» видна как цепочка слабых точек в нижней части заполненного звездами поля. Эти наблюдения выполнены в рамках продолжающихся совместных работ по измерению параметров орбиты «Gaia» и увеличению точности составляемой космическим телескопом небывалой звездной карты.

Космический аппарат Gaia, запущенный Европейским космическим агентством (ESA), ведет обозрение звездного неба орбитальными телескопами с целью построения самой большой и точной в истории трехмерной карты нашей Галактики. Год назад был опубликован долгожданный второй релиз данных миссии «Gaia», содержавший высокоточные измерения положений, расстояний и собственных движений более миллиарда звезд нашей Галактики – Млечного Пути. На основании этого каталога уже начато множество исследований в различных областях астрономии, касающихся структуры, происхождения и эволюции Млечного Пути. Со времени запуска космического корабля «Gaia» в 2013 году опубликовано уже более 1700 научных статей по материалам его наблюдений.

Чтобы достичь точности, необходимой для составления звездных карт «Gaia», критически важно точно определить положение космического аппарата относительно Земли. Поэтому, пока телескопы на борту «Gaia» сканируют небо, собирая данные для «переписи звездного населения», астрономы регулярно отслеживают положение корабля при помощи глобальной сети оптических телескопов, в которую входит и телескоп VST в обсерватории ESO на горе Параналь [1]. Сейчас VST является крупнейшим в мире обзорным телескопом оптического диапазона. Он регистрирует положение «Gaia» среди звезд каждую вторую ночь в течение года.

Наблюдения с борта «Gaia» требуют выполнения специальных процедур, -- объясняет Моника Петр-Гоценз (Monika Petr-Gotzens), координирующая наблюдения «Gaia» в ESO с 2013 года. “Космический аппарат является «движущейся мишенью» – он быстро смещается на фоне звезд фона. Отслеживать его движение – очень сложная задача!

Телескоп VST – идеальный инструмент для отслеживания траектории «Gaia», -- продолжает Фердинандо Патат (Ferdinando Patat), глава Управления наблюдательных программ ESO. “Использование одного из первоклассных наземных инструментов ESO для обеспечения космических наблюдений чрезвычайной важности – прекрасный пример научного сотрудничества.

Великолепная кооперация наземных и космических наблюдений с участием одного из принадлежащих ESO телескопов мирового класса помогает осуществить пионерскую программу ESA по составлению точного каталога миллиардов звезд, -- комментирует Тимо Прусти (Timo Prusti), научный координатор проекта «Gaia» со стороны ESA.

Наблюдения, выполняемые на VST, используются специалистами ESA по динамике полета, которые контролируют и корректируют орбиту «Gaia» и непрерывно уточняют ее параметры. Чтобы выполнить редукцию наблюдений бортовых телескопов «Gaia», требуется сложный процесс калибровки, в ходе которого измерения положения «Gaia» -- еле заметной искорки, перемещающейся в звездном поле, преобразуются в точнейшие орбитальные параметры. При этом каждая полевая звезда идентифицируется с использованием данных «второго релиза» «Gaia», что позволяет вычислить положение космического аппарата с очень высокой точностью: до 20 миллисекунд дуги.

Этот процесс технически очень сложен: мы используем выполненные миссией «Gaia» измерения звезд для калибровки положения самого корабля и затем, в свою очередь, улучшаем точность измерения положений звезд, -- объясняет Тимо Прусти.

В результате применения сложных и длительных процедур обработки данных мы достигли точности, необходимой, чтобы наземные наблюдения аппарата «Gaia» были использованы для определения его орбиты, -- говорит Мартин Альтман (Martin Altmann), руководитель кампании наземного оптического слежения GBOT (Ground Based Optical Tracking) Астрономического центра Гейдельбергского университета в Германии.

Информация, получаемая в ходе выполнения кампании GBOT, будет использоваться для уточнения орбиты аппарата «Gaia» не только в будущих наблюдениях, но и для всех данных, полученных при наблюдениях с поверхности Земли в предыдущие годы, что повысит качество будущих релизов «Gaia».

[1] Это сотрудничество между ESO и ESA – лишь один из нескольких кооперативных проектов, в которых используется научный потенциал обеих организаций. 20 августа 2015 года Генеральные директора ESA и ESO подписали договор о сотрудничестве, цель которого -- дальнейший прогресс астрономии и астрофизики.

С целью усиления взаимного обмена данными между астрофизическими космическими миссиями и наземными иструментами, а также между сответствующими научными сообществами, ESA и ESO объединяют усилия для организации ряда международных астрономических совещаний. Первый объединенный симпозиум ESA-ESO пройдет в ноябре 2019 г. в ESO. Открыт прием предложений для второго симпозиума, который состоится в 2020 г. в ESA.

Европейское космическое агентство (ESA) – европейские ворота в космос. Миссия организации заключается в том, чтобы развивать космические мощности Европы и добиваться того, чтобы инвестиции в космические исследования служили благу жителей Европы и всего мира.

ESA – международная организация, в которую входят 22 страны-участницы. Координируя финансовые и интеллектуальные ресурсы стран-участниц, ESA предпринимает программы и действия, далеко превосходящие возможности любой отдельно взятой европейской страны.

Спутник ESA «Gaia» был запущен в 2013 с целью составления точнейшей трехмерной карты более миллиарда звезд Млечного Пути. На сегодняшний день миссия выпустила два релиза данных: Gaia Data Release 1 в 2016 и Gaia Data Release 2 в 2018 году. В предстоящие годы выйдут следующие релизы.