eso1913ru — Фото-релиз

Анатомия космической чайки

Телескоп ESO VST снял небесную чайку в полете

7 августа 2019 г., St.-Petersburg

Это разноцветное, причудливой формы, привлекающее взгляд скопление разнообразных объектов известно под названием Туманности Чайка – очертаниями оно напоминает летящую птицу. Эта высокоэнергетическая область пространства, заполненная пылью, горячим водородом, гелием с примесью более тяжелых элементов, представляет собой колыбель, в которой рождаются звезды. Богатый уникальными деталями снимок, сделанный с Обзорным телескопом ESO VLT (VST) позволяет разглядеть отдельные астрономические объекты, входящие в состав туманности, а также и более тонкие структурные детали окружающей их среды. VST – один из крупнейших обзорных телескопов мира, ведущих наблюдения неба в видимых лучах.

Главные структурные элементы «Чайки» – три больших газовых облака. Самое примечательное из них – «крылья» – обозначается Sharpless 2-296. Его поперечник, от одного «кончика крыла» до другого, составляет около 100 световых лет. Внутри Sh2-296 видно светящееся вещество и темные пылевые полосы, вьющиеся между яркими звездами. Это прекрасный образец эмиссионной туманности, в данном случае – так называемой HII-области, в которой происходит активное формирование новых звезд, усеивающих все изображение.

Именно излучение этих молодых звезд, ионизуя окружающий газ и заставляя его светиться, и придает облаку его фантастическую расцветку. Это излучение является и главным фактором, определяющим форму облаков – оно оказывает давление на окружающее молодые звезды вещество и «выдувает» из него причудливые фигуры, которые мы видим. Так как каждая такая туманность обладает своим уникальным распределением звезд и может, как «Чайка», состоять из многих облаков, мы и получаем такое разнообразие форм, возбуждающих воображение наблюдателей и заставляющее их искать ассоциации с различными животными или другими земными объектами.

Разнообразие форм можно видеть на примере контрастных облаков Sh2-296 и Sh2-292. Второе, видимое на снимке прямо под «крыльями чайки» – более компактное облако, образующее «голову чайки». Его наиболее заметная деталь – огромная и исключительно яркая звезда HD 53367 на месте чайкиного «глаза». Она в 20 раз более массивна, чем Солнце. Sh2-292 является одновременно и эмиссионной, и отражательной туманностью: большая часть ее света излучается ионизованным газом, окружающим новорожденные звезды, но существенную его долю составляет и отраженный свет звезд, расположенных вне облака.

Темные борозды, нарушающие однородность облаков и составляющие их «ткань» – это пылевые полосы, участки гораздо более плотного вещества, скрывающего от нас часть ярко светящегося газа. Эти части туманности имеют плотность в несколько сотен атомов на кубический сантиметр, что гораздо меньше, чем у самого глубокого вакуума, создаваемого в лабораториях на Земле. Те не менее, темные туманности все равно гораздо плотнее, чем газ вокруг них – его средняя плотность составляет примерно 1 атом на кубический сантиметр.

На небе «Чайка» находится на границе созвездий Большого Пса (Canis Major) и Единорога (Monoceros), на расстоянии около 3700 световых лет в одном из спиральных рукавов Млечного Пути. В спиральных галактиках могут содержаться тысячи таких облаков, почти все из которых сосредоточены вдоль их спиральных ветвей.

Частями Туманности Чайка считаются и несколько облаков меньших размеров, в том числе Sh2-297 – небольшое, узловатое продолжение кончика «верхнего крыла чайки», а также Sh2-292 и Sh2-295. Все эти объекты входят в каталог Шарплесса, список более 300 облаков светящегося газа, составленный американским астрономом Стюартом Шарплессом.

Снимок сделан Обзорным телескопом VLT (VST), одним из крупнейших обзорных телескопов в мире, работающих в видимых лучах. VST позволяет быстро и с большой проницающей силой фотографировать большие области неба.

А вы можете разглядеть чайку на этом фото? Напрягите воображение и обведите на снимке очертания чайки, а потом поделитесь с нами тем, что получилось – с хэштегом #SpotTheSeagull.