eso1916ru — Фото-релиз

Космический крендель

Новорожденные звезды-близнецы растут, окруженные закрученной сетью волокон газа и пыли

4 октября 2019 г., St.-Petersburg

На антенной решетке ALMA астрономы получили с очень высоким разрешением изображение двух околозвездных дисков, в которых растут молодые звезды, подпитываемые запутанной кренделевидной сетью волокон газа и пыли. Наблюдения этого замечательного объекта проливают новый свет на самые ранние фазы жизни звезд и помогают астрономам разобраться в условиях, в которых рождаются двойные звезды.

Две новорожденных звезды были найдены в системе [BHB2007] 11 – самом молодом образовании в маленьком звездном скоплении внутри темной туманности Barnard 59, которая сама является частью агломерации облаков межзвездной пыли, называемой Туманностью Трубка (Pipe Nebula). Предыдущие наблюдения этой двойной системы показали детали ее внешней структуры. Теперь, благодаря высокому разрешению антенной субмиллиметровой решетки ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array) и усилиям международной группы астрономов под руководством ученых из Института внеземной физики Макса Планка (MPE) в Германии, мы можем видеть и внутреннюю структуру этого объекта

Мы видим два компактных источника, которые мы интерпретируем как околозвездные диски вокруг двух молодых звезд, объясняет Фелипе Альвес (Felipe Alves) из MPE, руководитель работы. Околозвездный диск – это кольцо пыли и газа, окружающее молодую звезду . Звезда аккрецирует вещество из кольца и увеличивает за счет него свою массу. “По размеру каждый из этих дисков похож на пояс астероидов в Солнечной системе, а разделение между нами в 28 раз больше расстояния между Солнцем и Землей, -- отмечает Альвес.

Два околозвездных диска окружены диском большего размера общей массой около 80 масс Юпитера; этот диск содержит запутанную сеть пылевых структур спиральной формы кренделевидные петли. “Это очень важный результат, -- подчеркивает Паола Каселли (Paola Caselli), директор MPE, глава Центра астрохимических исследований и соавтор работы. “Мы, наконец, получили изображение сложной струтуры молодой двойной системы с питающими ее волокнами, соединяющими звезды с диском, в котором они родились. Эти наблюдения накладывают важные ограничения на современные модели звездообразования.

Аккреция массы из большего диска на новорожденные звезды происходит в две стадии. На первой масса переносится в индивидуальные околозвездные диски в виде живописных переплетающихся петель, которые и можно видеть на новом снимке ALMA. Анализ данных также обнаружил, что менее массивный, но более яркий околозвездный дискв нижней части снимкааккрецирует больше вещества. На второй стадии звезды аккрецируют массу из своих околозвездных дисков. “Мы считаем, что эта двухуровневая аккреция и определяет динамику двойной системы на протяжении фазы аккреции массы, -- добавляет Альвес. “Хотя уже сейчас соответствие между нашими наблюдениями и теорией очень многообещающее, нам понадобится подробно исследовать больше молодых двойных систем, чтобы добиться лучшего понимания процессов образования кратных звезд.

Результаты исследования представлены в статье, которая публикуется 3 октября 2019 в журнале Science.

Состав исследовательской группы: F. O. Alves (Center for Astrochemical Studies, Max Planck Institute for Extraterrestrial Physics, Garching, Germany), P. Caselli (Center for Astrochemical Studies, Max Planck Institute for Extraterrestrial Physics, Germany), J. M. Girart (Institut de Ciències de l’Espai, Consejo Superior de Investigaciones Científicas, Spain and Institut d’Estudis Espacials de Catalunya, Spain), D. Segura-Cox (Center for Astrochemical Studies, Max Planck Institute for Extraterrestrial Physics, Garching, Germany), G. A. P. Franco (Departamento de Física, Instituto de Ciências Exatas, Universidade Federal de Minas Gerais, Brazil), A. Schmiedeke (Center for Astrochemical Studies, Max Planck Institute for Extraterrestrial Physics, Garching, Germany) and B. Zhao (Center for Astrochemical Studies, Max Planck Institute for Extraterrestrial Physics, Garching, Germany).

Большая Атакамская миллиметровая / субмиллиметровая решетка ALMA (The Atacama Large Millimeter/submillimeter Array) – международный астрономический инструмент, совместный проект ESO, Национального научного фонда США NSF (U.S. National Science Foundation) и Национального института естественных наук Японии NINS (National Institutes of Natural Sciences) в кооперации с Республикой Чили. ALMA финансируется ESO (представляющей объединенные интересы своих стран-участниц), фондом NSF совместно с Национальным советом по научным исследованиям Канады NRC (National Research Council) и Национальным советом по науке Тайваня NSC (National Science Council), а также NINS в кооперации с тайваньской Academia Sinica (AS) и Корейским институтом астрономии и космических исследований KASI (Korea Astronomy and Space Science Institute). Строительство и эксплуатация телескопа ALMA осуществляются ESO, представляющей интересы своих стран-участниц, Национальной радиоастрономической обсерваторией США NRAO (National Radio Astronomy Observatory), управляемой компанией Associated Universities, Inc. (AUI), представляющей Северную Америку и Национальной астрономической обсерваторией Японии NAOJ (National Astronomical Observatory of Japan), представляющей Восточную Азию. Общее управление строительством, тестированием и эксплуатацией ALMA осуществляется в рамках JAO: Объединенной обсерватории ALMA (Joint ALMA Observatory)..