eso2003ru — Фото-релиз

Телескоп VLT ESO сфотографировал поверхность потускневшей Бетельгейзе

14 февраля 2020 г.

На Очень Большом Телескопе ESO (VLT) астрономы зарегистрировали беспрецедентное ослабление блеска Бетельгейзе, красного сверхгиганта в Орионе. Высококачественные новые изображения поверхности звезды демонстрируют не только потускнение звезды, но и изменение ее видимой формы.

Бетельгейзе всегда была ярким красным маяком на ночном небе, но за последний год ее блеск начал ослабевать. В момент написания этого текста блеск Бетельгейзе составляет примерно 36% ее обычной яркости. Это изменение заметно даже невооруженным глазом. И любители астрономии, и ученые надеются выяснить причины этого беспрецедентного потускнения звезды.

Группа астрономов под руководством Мигеля Монтарже (Miguel Montargès) из Лёвенского католического университета в Бельгии наблюдает звезду на Очень Большом Телескопе ESO с декабря 2019 г., пытаясь понять, из-за чего она так сильно теряет блеск. Среди первых наблюдательных результатов, полученных группой в конце прошлого года с инструментом SPHERE – великолепное новое изображение поверхности Бетельгейзе.

Случилось так, что эта же группа наблюдателей исследовала звезду с тем же приемником SPHERE в январе 2019 г., еще до того, как она начала тускнеть, что позволило провести сравнение двух изображений Бетельгейзе до и после изменения ее блеска. Изображения, полученные в оптических лучах, отчетливо демонстрируют изменения, произошедшие как с блеском, так и с видимой формой звезды.

Многие любители астрономии ухватились за идею, что потускнение Бетельгейзе означает ее скорый взрыв в виде сверхновой. Как все красные сверхгиганты, Бетельгейзе однажды превратится в сверхновую, но астрономы не думают, что это уже с ней происходит. Для объяснения причин зарегистрированного на полученных приемником SPHERE снимках резкого изменения блеска и формы звезды, у них есть другие гипотезы. “Мы разрабатываем два возможных сценария: резкое охлаждение поверхности звезды из-за исключительно высокого уровня звездной активности и выброс пыли по направлению к нам, -- говорит Монтарже [1]. “Конечно, наши знания о красных сверхгигантах еще остаются неполными, и исследования продолжаются, так что сюрпризы все равно возможны.

Чтобы исследовать звезду, расположенную на расстоянии более 700 световых лет, и понять причины ослабления ее блеска, Монтарже и его группе понадобилась мощь телескопа VLT на Серро Параналь в Чили. “Обсерватория ESO на Паранале – одно из немногих мест на Земле, где возможно получить изображение поверхности Бетельгейзе, -- говорит он. Инструменты ESO, установленные на телескопах комплекса VLT позволяют наблюдать в интервале длин волн от видимых лучей до средней инфракрасной области, а это означает, что астрономы могут видеть как поверхность Бетельгейзе, так и окружающее ее вещество. “А это единственный способ разобраться, что же происходит с этой звездой.

Еще одно новое изображение, полученное на VLT с приемником VISIR в декабре 2019 г., показывает инфракрасное излучение пыли, окружающей Бетельгейзе. Эти наблюдения выполнены группой под руководством Пьера Кервелла (Pierre Kervella) из Парижской обсерватории во Франции. Длина волны, на которой были получены эти изображения, близка к той, на которой работают тепловизоры. Пылевые облака, напоминающие на полученных с приемником VISIR изображениях языки пламени, образуются, когда звезда выбрасывает вещество в окружающее пространство.

От популяризаторов астрономии мы часто слышим фразу мы созданы из звездной пыли. Но откуда именно берется эта пыль?—спрашивает Эмили Кэннон (Emily Cannon), докторант Католического университета в Лёвене, обрабатывающая полученные с приемником SPHERE изображения красных сверхгигантов. “За время своего существования красные сверхгиганты, такие, как Бетельгейзе, создают и выбрасывают в пространство огромные количества вещества еще до того, как они взрываются в виде сверхновых. Современная астрономическая техника позволяет нам детально изучать эти объекты, находящиеся на расстоянии сотен световых лет, что дает нам возможность понять механизм потери ими массы.

[1] Нестабильная поверхность Бетельгейзе состоит из гигантских конвективных ячеек, которые перемещаются, то уменьшаясь, то увеличиваясь в размерах. Кроме того, звезда пульсирует, как гигантское бьющееся сердце, периодически изменяя свой блеск. Эти конвекционные и пульсационные изменения Бетельгейзе обозначаются термином «звездная активность».

Состав исследовательской группы: Miguel Montargès (Institute of Astronomy, KU Leuven, Belgium), Emily Cannon (Institute of Astronomy, KU Leuven, Belgium), Pierre Kervella (LESIA, Observatoire de Paris - PSL, France), Eric Lagadec (Laboratoire Lagrange, Observatoire de la Côte d'Azur, France), Faustine Cantalloube (Max-Planck-Institut für Astronomie, Heidelberg, Germany), Joel Sánchez Bermúdez (Instituto de Astronomía, Universidad Nacional Autónoma de México, Mexico City, Mexico and Max-Planck-Institut für Astronomie, Heidelberg, Germany), Andrea Dupree (Center for Astrophysics | Harvard & Smithsonian, USA), Elsa Huby (LESIA, Observatoire de Paris - PSL, France), Ryan Norris (Georgia State University, USA), Benjamin Tessore (IPAG, France), Andrea Chiavassa (Laboratoire Lagrange, Observatoire de la Côte d'Azur, France), Claudia Paladini (ESO, Chile), Agnès Lèbre (Université de Montpellier, France), Leen Decin (Institute of Astronomy, KU Leuven, Belgium), Markus Wittkowski (ESO, Germany), Gioia Rau (NASA/GSFC, USA), Arturo López Ariste (IRAP, France), Stephen Ridgway (NSF’s National Optical-Infrared Astronomy Research Laboratory, USA), Guy Perrin (LESIA, Observatoire de Paris - PSL, France), Alex de Koter (Astronomical Institute Anton Pannekoek, Amsterdam University, The Netherlands & Institute of Astronomy, KU Leuven, Belgium), Xavier Haubois (ESO, Chile).

Изображение с приемником VISIR было получено в рамках научно-демонстрационных наблюдений по программе NEAR (Near Earths in the AlphaCen Region).

Европейская Южная Обсерватория (ESO, European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, намного обгоняющая по продуктивности другие наземные астрономические обсерватории мира. В ее работе участвуют 16 стран: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция, а также Чили, предоставившая свою территорию для размещения обсерваторий ESO, и Австралия, являющаяся ее стратегическим партнером. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономии. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Параналь и Чахнантор. В обсерватории Параналь установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT), способный работать в формате Очень Большого Телескопа-Интерферометра VLTI, и два крупнейших широкоугольных телескопа: VISTA, выполняющий обзоры неба в инфракрасных лучах, и обзорный телескоп оптического диапазона VLT (VLT Survey Telescope). Кроме того, на Паранале ESO на правах партнера предоставила место для установки Южной Решетки Черенковских телескопов (Cherenkov Telescope Array South), крупнейшей в мире и рекордной по чувствительности гамма-обсерватории. ESO также является одним из основных партнеров по эксплуатации двух инструментов субмиллиметрового диапазона на плато Чахнантор: телескопа APEX и крупнейшего астрономического проекта современности ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Параналя, ESO ведет строительство 39-метрового Чрезвычайно Большого Телескопа ELT, который станет «величайшим оком человечества, устремленным в небо».